Тема:

Прогноз погоды 2 часа назад

Болезнь планеты и газовая дилемма


EPA

В обычно теплом американском штате Техас – 60 погибших. Сотни тысяч людей отключены от центральных коммуникаций. Очереди в продуктовые магазины, в которых пустые полки. Обледеневшие потолки домов и снег, который люди вынуждены нагревать в кастрюлях, чтобы была хотя бы талая вода.

У нашей планеты – еще одна болезнь. И глобальная. Конечно, на фоне нынешних холодов разговоры о глобальном потеплении звучат несколько издевательски (а для кого-то, может, и анекдотично), но факт есть факт: климат на планете меняется.

В обычно теплом американском штате Техас – 60 погибших. Сотни тысяч людей отключены от центральных коммуникаций. Очереди в продуктовые магазины, в которых пустые полки. Обледеневшие потолки домов и снег, который люди вынуждены нагревать в кастрюлях, чтобы была хотя бы талая вода. В комнатах ставят палатки, кутаются в пледы и спальники. Короче говоря, радоваться в Техасе остается разве только тому, что спасены 3,5 тысячи морских черепах. Если бы их не перенесли в тепло, то все. Но с чего Техас вдруг так оглушен?

"В США не существует единой энергосистемы. По сути, есть три системы с минимальными связями и довольно старой инфраструктурой. Одна система отвечает за восточную часть США, вторая – за западную, а отдельная, третья, энергосистема работает на Техас. Когда-то власти штата приняли решение о либерализации электроэнергетического сектора и передали его управление в руки частных компаний. Чтобы получать больше прибыли, эти компании минимизировали инвестиции в модернизацию сетей и в защиту от чрезвычайных событий, которые становятся все менее редкими. Это довольно удивительно, ведь похожая ситуация была в 2011 году. Тогда был выпущен огромный отчет с рекомендациями по улучшению инфраструктуры, и, очевидно, ничего из этого не было сделано", – заявил Аднан Амин, США, член Международного комитета по присуждению премии "Глобальная энергия", почетный генеральный директор Международного агентства по возобновляемым источникам энергии.

На границе Техаса со штатом Арканзас снегоуборщики чистят только свою часть дороги. На стороне Техаса – снег и наледь. А ведь еще в Техасе заледенели газопроводы и сланцевые скважины.

Хочешь не хочешь, но сравниваешь. Где-где, а в России газ и нефть продолжают добывать и в сибирские морозы. Собственно, как раз в Сибири львиную долю и добывают. И пока США во всех смыслах заморозили поставки своего сжиженного газа, закупки российского газа в Европе взлетели: на 221% – в Италии, почти на 90% – в Польше, 77% – во Франции, на треть – в Германии и на зримые 1,5% – в Нидерландах и Турции. А в самой России в куда более жуткие холода нет проблем и с электричеством.

Не так давно "Вести в субботу" были в ситуационном центре "Россетей", где видят картину по всей стране в реальном времени. И если в экстремальной ситуации подача энергии сбоит, то централизованная и понятная система позволяет все решать оперативно: работает наследие еще ГОЭЛРО. И постоянно совершенствуется. К тому же в России только самый минимум электричества идет с солнечных батарей и ветряков, которые в Техасе вообще встали.

Но как же тогда идея президента Байдена ввести в Европе санкции против "Северного потока", а в самих Штатах переходить на альтернативную энергетику? А ведь это обещало "надуть" целую новую отрасль. Или все-таки пузырь? На самом деле сейчас очень интересный момент. Вопрос-то политический. Но минимум извне США против бездумного энергоперехода звучат голоса. Да хотя бы того, кто получил Нобелевскую премию за идеи перемен.

"Я не думаю, что найдется в мире хоть кто-то, кто считает переход на 100-процентную зеленую и солнечную энергию желательным и вообще осуществимым из-за их неустойчивости. Поэтому важность ископаемого топлива все еще сохраняется", – отметил Рэ Квон Чунг председатель Международного комитета по присуждению премии "Глобальная энергия", лауреат Нобелевской премии мира.

Но на все это можно ответить: сложности и во всей Америке, и конкретно в Техасе – временные. Скоро там опять проявится теплое солнышко. И тогда отмерзнут и газопроводы, и вставшие сейчас ветряки, которые в последние годы стали вырабатывать там до 42% электричества. То есть, скажут скептики, российские углеводороды (газ, нефть, уголь) все равно обречены.

Но, во-первых, как показали эти дни, не обречены. Во-вторых, прислушаемся к тому, что еще говорит Рэ Квон Чунг: "Ради экологии и климата мы должны работать над улавливанием и хранением выбрасываемого в атмосферу углерода. У России более чем достаточно территории для его хранения под землей".

На Руси действительно в достатке и землицы, и выработанных нефтяных пластов, куда, как предлагают ведущие мировые эксперты, можно закачивать лишний углекислый газ СО2. Вот это точно может стать целой новой отраслью. Но, конечно, ко всему надо подходить без фанатизма.

И в этой связи... Надеюсь, он мне простит, что я пересказываю наш приватный разговор, но недавно я обсуждал идею перехвата СО2 с главой такого передового российского нефтяного региона, как Татарстан, Рустамом Миннихановым. И он мне характерно сказал: "Все, может, и так. Но вообще-то углекислый газ нужен, чтобы росли деревья". И ведь действительно нужен. При этом кабмин как раз внес в Думу законопроект по ограничению выбросов парниковых газов.

Но во внешнем мире в том, что происходит по этой теме, сейчас много не только здравого смысла, но и политики. Например, Госдеп США вроде бы отказался от новых санкций в отношении "Северного потока", но перед этим на конференции в Мюнхене президент Байден обвинил в подрыве отношений США и Европы почему-то (или, скорее, уже естественно) Россию. Почему так?..