Псковщина: история, которую можно потрогать руками

Псковская земля. Здесь – истоки и корни нашего государства. Эта земля была пограничным рубежом России. На своем веку она повидала врагов со всей Европы, но всякий раз благодаря мужеству своих жителей выходила победителем.

Во время Ливонской войны Псков выдержал полугодовую осаду огромной армии профессиональных наемников. Эта победа спасла от иноземной оккупации всю Северо-Западную Русь.

"Се повести временных лет откуда есть пошла Русская земля" – такими словами начинается древнейшая из дошедших до нас русских летописей XII века. В ней рассказывается о призвании на Русь трех братьев-варягов. Один из них, Рюрик, стал княжить в Новгороде, другой – Синеус – в Белозере, а третий – Трувор – в Изборске, на земле кривичей. Произошло это в 862 году. Именно так согласно преданию на севере России возникли первые очаги нашей государственности.

Об этих легендарных временах напоминают древнее городище и знаменитый Труворов крест высотой более двух метров, вырубленный из цельной известняковой плиты. Его размеры породили легенду о том, что поставлен он был на могиле самого Трувора, скончавшегося в 864 году.

Среди тех, кто верил в эту легенду, была и российская императрица Екатерина II. Позже археологи установили, что крест был создан жителями Изборска в XIV или XV веке. Предположительно, чтобы увековечить место, откуда началась история их города.

Двинувшись на юг, Рюриковичи объединят под своей властью славянские племена на огромной территории от Балтийского до Черного морей. Созданное ими государство русские историки XIX века назовут Киевской Русью.

Согласно "Повести временных лет" из псковской земли на киевский престол взойдет Святая Равноапостольная княгиня Ольга. Она станет первым правителем Руси, принявшим христианство, и положит начало каменному градостроительству.

Учитель истории псковского лицея №4 Илья Казанцев искренне влюблен в свой город и его памятники.

"Псков для меня – это все-таки начало нашей русской истории, это та старина, которую можно потрогать руками. Не каждый город России может похвастаться тем, что учитель и его ученики могут выйти на улицу и потрогать руками свою историю", – говорит Илья Казанцев.

Илья Казанцев с отличием закончил исторический факультет Псковского государственного университета. Отслужив срочную службу на Балтийском флоте, пришел работать в школу и преподает здесь уже 7 лет. По его словам, в сегодняшнем глобальном и быстро меняющемся мире особенно важно сохранять живую связь с культурой и историей родной страны.

"Законы истории нам говорят о том, что выживают сильные культуры, выживают те культуры, которые любят свое прошлое, которые ценят его и которые готовы вкладывать в том числе и материальные ресурсы для того, чтобы его хранить и преумножать. Конечно же, высшая ценность для нас всех независимо от политических воззрений – любовь к своей земле. И если мы в результате своих верных или неверных поступков потеряем свою землю, свое государство, то дальше спор о том, что мы в политическом смысле, утратит свою логику", – считает учитель истории.

Начиная с XIII века, жители Пскова отразили десятки нападений со стороны своих западных соседей. Во время Ливонской войны в XVI веке польский король Стефан Баторий привел сюда целую армию профессиональных наемников со всей Европы. В его 50-тысячном войске служили поляки, литовцы, венгры, немцы, шотландцы французы, итальянцы и бельгийцы. Но даже сделав проломы в стенах, они не смогли взять город – таким упорным и мужественным было сопротивление его защитников.

Храм Святителя Николая в Любятово. Окраина Пскова. По словам отца Владимира, эти стены помнят побывавшего здесь царя Ивана Грозного и его главного противника в Ливонской войне Стефана Батория.

Отец Владимир служит в этом храме уже почти полвека. Сейчас ему – 81 год. После революции во время гонений на Церковь двое священников храма в Любятово были расстреляны.

"В подвале мы нашли останки двух священников. Как было установлено, это были протоиерей Федор Загорский, расстрелянный в 1928 году, и иеромонах Павел, который был расстрелян в 1937-м. Они были похоронены в этом месте после того, как они были отпеты, помазаны святым миром, большом стечении народа", – рассказал отец Владимир.

Помнить не только о героическом, но и о трагическом опыте истории, по мнению отца Владимира, очень важно, чтобы не повторять ошибок прошлого.

"Будущее, построенное на реках крови, приведет к обратному результату, то есть к духовной смерти страны. Жизнь начинается в любви, а не в ненависти. Ненависть – это только разрушения, только смерть", – уверен священник.

Здесь же, на псковской земле, находится одна из самых почитаемых обителей Русской Православной Церкви – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Основанный в XV веке, он никогда не закрывался. Последняя попытка ликвидировать здесь монашескую жизнь была предпринята во время хрущевских гонений на Церковь. Она провалилась из-за мужественной позиции наместника монастыря архимандрита Алипия.

Бывший фронтовик, дошедший в составе 4-й танковой армии до Берлина, архимандрит Алипий сумел не только отстоять монастырь, но и добиться в советское время его масштабной реставрации, а также возвращения из Германии ценностей ризницы, вывезенных немецкими оккупантами. Кроме этого, он собрал и сохранил в стенах обители бесценную коллекцию русского и западно-европейского искусства.

"Незадолго до своей кончины, которая последовала в 1975 году, отец Алипий большую часть всех своих коллекций передал в Русский музей и в Псковский государственный музей. Меньшая часть этой коллекции осталась в Псково-Печерском монастыре, и мы думаем над тем, как экспонировать эти сокровища, как сделать их доступными для самого широкого зрителя, почитателя живописи", – отметил Тихон (Шевкунов) митрополит Псковский и Порховский, игумен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

В знаменитых пещерах монастыря покоятся около 10 тысяч иноков и представители многих знаменитых дворянских родов России: Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских.

"В этих пещерах покоятся великие старцы, подвижники благочестия прошлых веков и наши современники. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин и многие подвижники, ни один народ и наша земля не могут стоять без молитв наших предков, наших святых, которые не престают молиться вместе с нами и вместе с нами возносят молитвы к Богу за своих потомков", – подчеркнул монах Антоний, древлехранитель Псковской епархии.

"Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим". Эти слова принадлежат Александру Пушкину. Могила великого поэта находится в Святогорском монастыре – еще одной древней обители псковской земли. Пушкину принадлежат и другие слова, сказанные в ответ на едкие замечания Чаадаева о русской истории. Поэт писал: "Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал".