Звёзды и звёздные системы 26 марта 2021, 14:43 26 марта 2021, 15:43 26 марта 2021, 16:43 26 марта 2021, 17:43 26 марта 2021, 18:43 26 марта 2021, 19:43 26 марта 2021, 20:43 26 марта 2021, 21:43 26 марта 2021, 22:43 26 марта 2021, 23:43 27 марта 2021, 00:43
  • Анатолий Глянцев

Космическая тайна: нечто невидимое разрушает соседнее звёздное скопление

• Картинка
    Космическая тайна: нечто невидимое разрушает соседнее звёздное скопление
    Скопление Гиады постепенно разрушается, вытягиваясь в два длинных хвоста.
    Иллюстрация ESA/Gaia/DPAC.
Астрономы обнаружили, что звёздное скопление Гиады разрушается под воздействием какого-то невидимого объекта. Возможно, это облако таинственной тёмной материи.

Некий невидимый объект разрушает звёздное скопление Гиады своей гравитацией. Учёные пока не знают, что это за невидимка. Возможно, речь идёт об облаке таинственной тёмной материи. Но что бы это ни было, открытие обещает быть очень интересным.

Гиады – ближайшее к Земле скопление звёзд, оно находится всего в 153 световых годах от нас и имеет диаметр около 60 световых лет. Самые яркие из светил скопления отлично видны невооружённым глазом, а с помощью телескопа в нём можно насчитать около сотни звёзд.

Теоретики давно предполагали, что Гиады постепенно разрушаются. Светила, оказавшиеся слишком близко к краю скопления, вырываются из него суммарным тяготением всей Галактики и образуют два так называемых приливных хвоста. Оба они вытянуты по направлению движения Гиад по орбите, один вперёд, другой назад.

Астрономы не раз наблюдали подобные хвосты у взаимодействующих галактик. Но гораздо труднее найти их у звёздных скоплений Млечного Пути. Дело в том, что приливной хвост не виден на фоне множества звёзд Галактики. Не так-то просто опознать "беглецов" из скопления среди окружающих их других светил. Поэтому и не удавалось проверить гипотезу о "хвостатости" Гиад.

На помощь пришёл космический картограф "Гайя" с его самым большим звёздным каталогом в истории и его недавно вышедшим обновлением. Телескоп очень точно измеряет скорость и направление движения звёзд, а также расстояние до них. По его данным астрономы строят трёхмерную карту перемещения светил по нашему району Галактики. Проще говоря, они могут выяснить, откуда, куда и с какой скоростью движется та или иная звезда.

Скопление Гиады постепенно разрушается, вытягиваясь в два длинных хвоста.

Благодаря "Гайе" авторы нового исследования выявили светила, некогда входившие в состав Гиад. Некоторые из них покинули "отчий дом" ещё 600–700 миллионов лет назад.

Оказалось, что "беглецы" действительно образуют два приливных хвоста, простирающиеся на тысячи световых лет. Это открытие важно само по себе, ведь ещё никогда учёные не наблюдали приливных хвостов у рассеянных звёздных скоплений, таких как Гиады. До сих пор такие "украшения" наблюдались только у шаровых звёздных скоплений.

Однако эксперты обнаружили нечто ещё более интересное. Судя по особенностям приливных хвостов, постепенное разрушение Гиад вызвано не только суммарной гравитацией всей Галактики. Свой вклад вносит тяготение какого-то компактного и близкого по космическим меркам объекта массой около десяти миллионов солнц.

Но что бы это может быть? Наблюдатели не находили поблизости от Гиад ни массивного скопления звёзд, ни облака газа, ни ещё чего-нибудь подобного.

Возможно, это таинственное нечто – просто очень тусклый объект, который будет обнаружен после тщательных и целенаправленных поисков. А если его так и не найдут, останется заключить, что это сгусток невидимой тёмной материи.

В такой гипотезе нет ничего невозможного. Наоборот, подобные сгустки должны существовать согласно современным представлениям о формировании Млечного Пути. Однако обнаружить такой объект, да ещё и очень близко (по галактическим меркам) к Земле, было бы потрясающим открытием.

Тем временем специалисты планируют поискать приливные хвосты у других звёздных скоплений Млечного Пути.

Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о других исследованиях, выполненных с помощью "Гайи". Так, мы писали о том, почему Галактика изогнута и какие звёздные системы ей довелось поглотить.