Как не стать жертвой телефонных мошенников


Pixabay

Телефонные мошенники, которые якобы звонят из банков, нанесли ущерб в десятки миллиардов рублей – и это только за прошлый год. Полиция подчеркивает, проблема сложная, пользователи не следят за безопасностью, но нередко интернет-магазины и сами банки передают данные своих клиентов.

"У нас есть небольшое подозрение, что ваши персональные данные утекли из другого банка" – разговор, знакомый миллионам россиян.

Только в прошлом году телефонные аферисты под видом банковских работников украли 65 миллиардов рублей. И если раньше чаще всего жертвами оказывались пожилые люди, то сегодня от мошенников не застрахован никто.

Так выглядит рабочее место телефонного афериста: деньги, телефоны, сим-карты и самое главное богатство – паспортные данные и номера телефонов сотен потенциальных жертв. Всю остальную информацию, номера карт и пин-коды жертвы, как правило, рассказывают сами.

"Что касается специфических данных, например, какой продукт, какого банка, сколько денег – эту информацию зачастую люди сами рассказывают мошенникам. Даже если банк защищает эту информацию, а клиент сам рассказывает и сообщает одноразовые коды безопасности – от этого тяжело спастись", – отметил руководитель центра экосистемой безопасности банка "Тинькофф" Алексей Бакланов.

"Технические средства защиты тоже эволюционируют. Нужно понимать, что установка маленькой программы на телефон, которая будет вам красным светом мигать, что вам звонит потенциальный мошенник, – это и есть те самые средства защиты. Они работают", – сказал главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов.

2020 год стал рекордным не только по количеству звонков от мошенников. В интернете зафиксированы миллионы так называемых фишинговых сайтов – ресурсы, которые крадут данные банковских карт или персональную информацию. За март только поддельных сайтов по продаже авиабилетов появилось несколько сотен.

Обмануть мошенники пытаются и своих коллег. В Рунете зафиксировано сразу пятьдесят сайтов по продаже несуществующих данных банковских карт. Любителям легкой наживы предлагают внести депозит в пятьдесят долларов. За это обещают доступ к базе данных. Сколько "кардеров" попалось на удочку – неизвестно.

"Развести мошенников можно на гораздо более крупную сумму, чем бабушку на пенсию. Цена вопроса привлекательнее и выгоднее. И бабушка пойдет жаловаться, а мошенник никуда жаловаться не пойдет", – говорит председатель совета директоров SearchInform Лев Матвеев.

Так массово мошенники обманывают мошенников, пожалуй, впервые. Эксперты объясняют, данные банковских карт – самый главный товар для таких преступлений – стал дефицитом. Чего не скажешь о паспортных данных и телефонах. Этот вид персональной информации по-прежнему практически никак не защищен.

"Любое место, где паспорт и телефон засвечивается, – это потенциальный способ утечки. Большая беда интернет-магазины, когда требований нет. Вот и получается, что бесхозное – это всегда общее. По сути, в России и на Западе персональные данные – они как бы общие, а не твои", – отметил Матвеев.

Защитить россиян от таких преступлений – телефонных мошенников и фишинговых сайтов должен специальный центр по противодействию киберугрозам. Его планируют создать к 2024 году. Однако главным и часто единственным условием безопасности остается бдительность и осторожность самих владельцев банковских карт.