Русланова: две батареи "Катюш" для любимого и концерт как военная операция

Оглушительная всенародная любовь, война, более тысячи концертов на всех фронтах. встреча с главным человеком в ее жизни, счастье материнства, арест, заключение, реабилитация. И – новые концерты, из-за которых приходилось перекрывать улицы в Москве. В программе "Привет, Андрей!" на канале "Россия 1" вспоминали непростую судьбы Лидии Руслановой. О приемной маме рассказала дочь дочь артистки Маргарита.

В шоу "Привет, Андрей!" на "России 1" сегодня вспоминали песни времен Великой Отечественной войны. Один из самых ярких голосов, который поддерживал солдат и офицеров на фронтах, принадлежал Лидии Руслановой. Она дала более тысячи концертов, побывала на всех фронтах. Ее обожали миллионы, она же там, на передовой, встретила свою последнюю большую любовь…

В 42-м, выступая перед солдатами под Волоколамском, Лидия Русланова познакомилась с самым главным человеком своей жизни – генерал-майором Владимиром Крюковым. Он сразу понял, что влюбился, но скромный командир корпуса боялся признаться в своих чувствах знаменитой артистке. Он был вдовцом и отцом-одиночкой. Певица сама предложила ему себя в жены. А потом на заработанные до войны деньги купила любимому две батареи "Катюш" для его армии!

Своих детей у Руслановой не было, и дочь Крюкова Маргошу она полюбила, как родную. Да и девочка всегда называла певицу мамой. Однако после войны семейное счастье Лидии Руслановой закончилось в один миг. Ее вместе с мужем арестовали и отправили в ГУЛАГ, песни артистки запретили на целых пять лет.

Русланову с супругом реабилитировали только после смерти Сталина, в 1953-м. Спустя полтора года Крюков умер. Русланова страшно переживала. Тогда смыслом ее жизни стала Маргарита. Именно ради нее певица вернулась на сцену, где до последних дней исполняла знаменитые "Валенки", с которым страна дошла до Победы.

Приемная дочь Лидии Руслановой пришла в студию Андрея Малахова. Ей было пять, она была с родственниками в эвакуации в Ташкенте, когда Русланова прилетела туда знакомиться с ней: "И вот до конца жизни я была с ней, до того, как мамы не стало в 73-м году".

Когда Лидию с мужем забирали – в один день и час 18 сентября 48 года, – отец сказал Марго: "Тебе никогда не должно быть стыдно за своих родителей – ни за маму, ни за меня. Это все скоро разрешится". Русланова вернулась в Москву в конце июля, а уже 6 сентября давала первый концерт в зале Чайковского. "Даже площадь перекрыли – столько было желающих попасть на этот концерт, – вспоминает Маргарита. – Когда мама вышла на сцену, у нее губа от нервов ходуном ходила. Но в этот момент весь зал встал как по команде и на 20 минут устроил ей овацию".

Вспомнила женщина услышанный когда-то рассказ еще об одном любопытном эпизоде времен войны. Однажды к Руслановой обратился с просьбой командир части: "Лидия Андреевна, можете часа два не уходить со сцены? Мы за это время должны передислоцировать войска". – "Да сколько нужно, столько и буду петь", – ответила артистка. "И мама пела так, что немцы слушали. И пела около трех часов. И наши успели перестроиться, прежде чем вступить в бой", – заключила Маргарита Владимировна.