Евгения Зима: "Сейчас время синергии искусств"

Евгения Зима – гость программы Клуб "Шаболовка,37". Не пропустите эфир 15 мая в 23:00.

В своей программе Клуб "Шаболовка, 37" Вадим Эйленкриг смешивает все форматы и жанры. И его новая гостья – Евгения Зима – сама прекрасно владеет искусством сочетания. Скрипачка с классическим образованием не боится сотрудничать с джазовыми музыкантами и утверждает, что традиционная музыка легко вписывается в новые формы. Классика в темноте? Легко! Вивальди и цифровые экраны? Пожалуйста! Евгения Зима рассказала о своих творческих экспериментах Алине Артес и настоятельно порекомендовала смотреть эфир 15 мая в 23:00.

А.А. – Евгения, Вы впервые принимали участие в программе Вадима Эйленкрига. Какие впечатления остались от съемочного процесса?

Е.З. – У меня остались самые прекрасные впечатления от участия! Я вдохновлена работой всей команды канала "Культура". Это удивительно, что коллеги показывают абсолютно европейский уровень работы, профессионализма. Каждый человек на своем месте и делает своё дело с любовью. Ну и, конечно, сам Вадим очень харизматичный, обаятельный, умный.

А.А. – У Вас есть шоу, где Вы играете в темноте. Сравните: а каково играть при ярком телевизионном свете? Приходилось ли перестраиваться?

Е.З. Да, у меня есть шоу "Музыка в Темноте". Это единственный в России подобный проект, в котором мы с "Виртуозами Петербурга" играем в полной темноте. Но несмотря на название, только часть программы проходит при отсутствии освещения. Чаще мы играем под проекции, графику и лазерное обрамление.

На съемках перестраиваться не приходилось, а вот играть в самой студии было очень интересно, так как это очень "живой", приятный для нас формат.

Евгения Зима и Андрей Макаревич на съемках программы Клуб "Шаболовка,37"
Вадим Шульц

А.А. – На программе у Эйленкрига смешиваются разные жанры. И в Вашей биографии тоже множество самых разных музыкальных направлений: консерваторское образование и в то же время работа с джаз-бендом. А как Вы сами определяете свой стиль?

Е.З. – Это так! В моей биографии смешались и джаз, и рок, и инди, и фламенко, и классика. Мне кажется, что сейчас нет никакого чистого стиля, он ушел. И вообще всё, что я знаю о современной музыке – это некое смешение, сейчас время фьюжена и, так называемого, кроссовера. И у меня в шоу мы играем и классику, например, Вивальди или Баха. Но также мы играем и современные произведения, написанные специально для шоу, неоклассику – получается "Зима style". В программе Клуб "Шаболовка, 37" мы тоже будем играть совсем разные произведения, так что обязательно смотрите эфир.

А.А. – Классических музыкантов часто упрекают в нежелании искать новые формы самовыражения. Однако о Вас такого точно сказать нельзя. Как это вышло?

Е.З. – По поводу классических музыкантов я могу и согласиться, и не согласиться. С одной стороны, в Консерватории нас учат чистоте стиля, наши профессора отстаивают, что Баха надо играть такими штрихами, а вот Шостаковича надо играть в другой подаче и так далее. С другой – мы понимаем все, что часто это превращается в рутину, и таких мастеров, которые исследуют глубины стиля, их можно пересчитать по пальцам.

Но сейчас я вижу тенденцию, что классические музыканты начинают искать новые формы. Я вижу много интересного современного классического материала в новых формах. И это то, чем я занимаюсь. Это моя миссия. Это не осовременить классику, а показать классику в классике. Показать, что ничего в мире не изменилось. И люди со времен Баха так же любят, страдают, стареют, рожают детей и умирают. Всё повторяется.

Почему классика вечна? Потому что это сансара, и все мы сюда пришли, и все мы уйдем. И в классике это очень хорошо показано. Моя задача сделать это людям понятным, ясным, ярким и доступным.

Евгения Зима на своем шоу
Daria Bystritskaya

А.А. – Вы устраиваете на своих концертах настоящие шоу. Почему для Вас так важно визуальная составляющая?

Е.З. - Я думаю, что сейчас время синергии искусств. И современные технологии могут подчеркнуть всю глубину музыки. Я не за парад эффектов, а за то, чтобы зритель получал глубокий трансцендентный опыт, иммерсивный. Суть заключается в том, что, объединяясь, искусство даёт именно ту полноту и картину. Это не я придумала, это давно и Вагнер говорил, и Скрябин.

А.А. – Про Ваши концерты пишут «магическое» и «волшебные». Как думаете, за счет чего создается магия? И чувствуете ли вы что-то подобное, находясь на сцене?

Е.З. – Да, такое действительно пишут, и я могу сказать, что так и есть. Это что-то очень глубокое. Когда мы с ребятами только учились играть в полной темноте, тогда с нами в первую очередь происходила магия, потому что мы взрослые музыканты. И каждый раз это был вызов: смогу я или нет. Ведь это очень сложно – играть в темноте. Я первые сто шоу просто плакала, и люди плакали вместе со мной. Когда у тебя все забирают: перестает работать зрение, не мельтешат картинки, ты выходишь за границы концертного зала и своего сознания. Ты попадаешь в точку своей сборки, в точку «здесь и сейчас». Словами мне сложно это объяснить. Сама суть искусства именно в этом катарсисе, когда ты напрямую говоришь с кем-то высшим. Я думаю, что магия – в правде. Каждый слышит именно свою музыку.

Евгения Зима на своем шоу
Daria Bystritskaya

А.А. – Ваши шоу – технически сложные. Однако Вам удается показывать проект во многих городах России. Почему для Вас так важно привозить программу даже в отдаленные города России? И как это реализуется технически?

Е.З. – Все держится на потрясающей команде, мы все горим проектом. Мы понимаем, что делаем его с чистыми намерениями и для людей. Мне важно привозить проект даже в маленькие города России, в которых очень сложно выступать. Мы привозим все оборудование с собой, а это очень дорого и затратно. Иногда это не выгодно. Но мне это важно. Я чувствую в этом свою миссию. Этот проект очень нужен людям. "Музыка в Темноте" дает надежду, свет, она позволяет людям даже в маленьких городах получить то впечатление, которое останется на всю жизнь. Иногда мы прилетаем в отдаленный город Сибири, люди приходят, свет гаснет, начинается шоу. И в конце я смотрю на людей, и они плачут, и не потому что им грустно или одиноко, а потому что восторг переполняет их. Это потому, что они пришли к себе и услышали что-то очень важное и ценное внутри себя.

Евгения Зима на съемках программы Клуб "Шаболовка,37"
Вадим Шульц

А.А. – У вас очень дружный коллектив. Что за музыканты играют с Вами?

Е.З. – Я безмерно горжусь своими музыкантами. Мне удалось собрать действительно уникальную команду "Виртуозы Петербурга". Интересно, что каждый из нас – это бриллиант в своей области. Очень хочется отметить всех! Со мной играет Антон Глушкин. Он пишет аранжировки для шоу, работает с Курентзисом. Также с нами играет Владимир Слободин. Это один из лучших гитаристов фламенко в России. Константин Смирнов – очень известный ударник, работавший во многих рок-коллективах, Остап Докунин – наш саксофонист, непревзойденный джазовый профессионал. Алексей Гусаров – потрясающий скрипач-виртуоз, Валерий Ровинский – наш бас-гитарист. Потрясающий голос в нашем шоу – финалист сразу нескольких телевизионных проектов Илья Римар, а наши танцоры – Дима Олейников, Екатерина Сергеева. Кроме того, у нас сильная техническая составляющая. Горжусь всей командой. Мы как семья.

А.А. – У Вас уже есть идеи новых концертных программ? Каких удивлений ждать зрителям?

Е.З. – У меня очень много идей, но я не хочу просто сотрясать воздух. Я просто работаю и делаю свое дело, и делаю его с душой и честно. Приходите на шоу, смотрите нас на канале «Культура» 15 мая 23:00. И пусть же звучит Музыка в Темноте и не только!

Не пропустите новый выпуск программы Клуб "Шаболовка,37" 15 мая в 23:00.