Приказ отдал лично премьер: детали провокации с британским эсминцем

Британские СМИ рассказали о новых обстоятельствах в истории с нарушением российских границ эсминцем Defender. Оказывается, решение о том, каким путем пойдет судно, решалось на правительственном уровне.

Появились новые подробности грубой провокации британского эсминца в Черном море. Как утверждает издание Telegraph, маршрут эсминца Defender вдоль российских границ одобрил лично премьер-министр Великобритании. При этом сам Борис Джонсон от прямого ответа на вопрос, так ли это, уклонился.

Британские военные во главе с Беном Уоллесом были за то, чтобы отправить Defender к берегам Крыма, МИД в главе с Домиником Раабом выражал обеспокоенность, но Борис Джонсон разрубил, так сказать, гордиев узел. О том, что это он отдал приказ, чтобы эсминец пошел именно таким маршрутом, пишет Daily Telegraph, где, кстати, сам Джонсон был некогда колумнистом.

Источник, близкий к военным, утверждает: спор возник из-за того, что Министерство иностранных дел выразило сомнения по поводу маршрута эсминца Defender, который вел судно через спорные воды.

"Весь спор был между Раабом и Уоллесом (Бен Уоллес – министр обороны Великобритании), затем вопрос перенаправили премьер-министру для того, чтобы он принял решение. В понедельник командованию Defender отправили указание осуществить транзит через эти воды по праву мирного прохода", – сообщил источник изданию.

"Обсуждения в правительстве демонстрируют, что перед миссией были выявлены риски", пишет Daily Telegraph. Еще бы, это же нарушение российских территориальных вод. Впрочем, британский премьер ситуацию видит по-своему.

"Такими вопросами занимается Министерство обороны. Но если вы хотите услышать мое мнение, то вот оно: решение использовать международные воды было полностью оправданным. Я считаю, что для ударной авианосной группы очень важно делать то, что она делает: проводить маневры, совместно с партнерами из 40 стран, отстаивать наши ценности, защищать то, во что мы верим – демократию, права человека, социальное равноправие, а также верховенство права и свободу навигации", – заявил Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании.

Напоминает привычную риторику Вашингтона про якобы защиту демократии, которой Штаты прикрываются каждый раз, когда преследуют исключительно собственные интересы.

"Есть общая канва взаимодействия двух таких союзников как США и Великобритания по вопросу отношения к России. Вот почему Борис Джонсон с легкой руки дал команду боевому эсминцу пройти через наши территориальные воды и спровоцировать действия Российской Федерации", – считает Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имения Г.В. Плеханова.

На то, что это была подготовленная провокация, указывает и факт присутствия на Defender военкора ВВС. Военные знали, что британской телевизионной группе будет, что снять, охотно давали интервью, хоть и явно нервничали, так как понимали – русские ответят. Так и получилось.

"На мой взгляд, это была сознательная провокация, Великобритания прощупывала, до каких пор она может дойти, где та красная линия? Подозреваю, что среди целей также было прощупывание наших ПРО и ПВО. Но мы продемонстрировали, что и в воздухе, и на воде, и на суше нам есть, чем ответить", – говорит Аббас Джума, политический обозреватель РИА "Федеральное агентство новостей".

Кроме "прощупывания" нашей обороны, у этой англо-американской провокации на море была другая цель, и она основная – продолжать дразнить "русского медведя" (так Борис Джонсон назвал в недавнем интервью россиян). Несмотря на то, что Москва после недавних учений в Крыму отвела все военные части и соединения к местам постоянной дислокации, несмотря на встречу Путина и Байдена в Женеве, на заявления о "налаживании диалога и сотрудничества", Штаты и Великобритания создают (и будут создавать, Джонсон уже дал это понять) поводы для дальнейшего накручивания санкций и ограничений, выставляя Россию агрессором.

"Я сегодня был в диалоге с Лондоном, и оттуда попался такой агрессивный спикер, который говорит: мы вас будем наказывать, потому что вы не выполняет требования международного права. А я спрашиваю: а кто же эти права-то формирует? Он отвечает: мы определяем, как Россия должна себя вести", – рассказывает Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имения Г.В. Плеханова.

Есть мнение, что Джонсон отправил Defender по провокационному маршруту, потому что боится остаться на обочине большой политики после предложений Макрона и Меркель о проведении саммита ЕС с участием Владимира Путина.

"Джонсон чувствует, что Британия потеряла некий свой авторитет. Не только был саммит Байдена и Путина в Женеве, но после этого два европейских лидера Ангела Меркель и Эммануэль Макрон сказали, что нужно это развивать. Поскольку Великобритания не является членом ЕС, она получается где-то на задворках", – считает Эдуард Лозанский, политолог-американист.

Францию и Германию насчет саммита Россия-ЕС поддержала только Австрия, балтийские страны и Польша выступили против участия Путина. Но все же это, по мнению политологов, некий сигнал к возможному сближению с лидерами ЕС, ведь ключевые роли в Евросоюзе уж точно не у Варшавы, Риги или Вильнюса. Великобритания не может допустить такого сближения, в том числе, из-за науськиваний США. Лондон и Вашингтон никак не могут смириться с фактом усиления России. При этом сейчас пытаются представить историю в Черном море так, как будто ничего особенного не случилось.

"Неудивительны судорожные попытки официального Лондона и пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби даже после публикации Россией видеозаписей предупредительной стрельбы и прямых свидетельств экипажа эсминца отрицать очевидное, называя все дезинформацией. Кому как не бывшему адмиралу Кирби хорошо известно, что для надежно охраняющих безопасность Крыма российских ПВО эсминец Defender в любой точке Черного моря всего лишь жирная цель для противокорабельных комплексов Черноморского флота", – заявил Игорь Конашенков, руководитель Департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ.

В Минобороны призывают командование Британских ВМС "не испытывать судьбу". Россия и впредь будет отвечать на провокации, а если они зайдут слишком далеко, то, по словам Дмитрия Пескова, "нельзя исключать никаких действий в плане законной защиты государственных границ".