Духота в самолете: как заставить перевозчика отвечать за мучения пассажиров


pixabay.com

12 июля в аэропорту Шереметьево произошло ЧП: из-за жары в салоне самолета пассажир открыл аварийный выход. Вылет задерживался, а пассажирам пришлось ожидать его без света и вентиляции. Теперь авиакомпания может подать в суд на пассажира, хотя сам он признался, что открыл люк не специально: стал терять создание и ухватился за ручку.

Этот случай – не единичный.

"Во время задержки рейса на борту происходило что-то невероятное. Это была страшная духота. Одежда становилась мокрой. Кто-то брал журналы чтобы обмахиваться, у кого-то пришлось просить салфетки", – рассказала о своем опыте Оксана Лукьяшина, летевшая из Сочи в Москву.

По словам девушки, вылет задержали почти на час, который пассажиры провели в самолете при температуре 30 градусов.

"Так как не хватало уже воздуха, то просто хотелось выйти наружу", – продолжила она.

Инцидент произошел всего через неделю после резонансного случая, когда 500 пассажиров рейса Москва-Анталья ждали вылета при неисправной системе кондиционирования. Пассажиру, открывшему дверь аварийного выхода, грозит большой штраф, а авиакомпаниям, подобные случаи сходят с рук, хотя нарушение очевидно есть и с их стороны.

"Температура в кабине воздушного судна должна быть от 20 до 25 градусов, и все авиакомпании должны этому нормативу следовать", – подчеркнул председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Разумеется, подобные нормативы существуют не просто так. Их смысл – не только в комфорте, но и в безопасности.

Повышение температуры окружающей среды в любом случае ведет к увеличению потребления кислорода человеком. На улице этот процесс для человека может быть почти не заметен, но в замкнутом пространстве, да еще и в маске даже пара градусов могут иметь значение. При этом чем ближе градус в салоне подходит к температуре тела, тем сложнее организму задействовать механизмы самоохлаждения. После отметки плюс 30 в зоне особого риска оказываются люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

"Для людей с заболеваниями сердца самоохлаждение через расширение сосудов кожи работает вполовину хуже, а потоотделение работает хуже на 20 процентов. Это в итоге может закончиться приступом стенокардии", – пояснил профессор первого МГМУ имени Сеченова, доктор медицинских наук Филипп Копылов.

Но стоит ли ждать, когда жаркое ожидание закончится трагедией? По словам экспертов, было бы куда правильнее жестко прописать температурные нормы в отраслевом законодательстве.

"Решение проблемы очень простое: требование к температурным режимам должно быть добавлено в федеральные авиационные правила. Самолет, который не готов к выдерживанию стандарта, не будет допущен к вылету", – считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Конечно, строгое соблюдение температурного режима может влететь в копеечку авиаперевозчику. Поддержка климата внутри салона во время задержки вылета, как правило, требует или включения двигателей (а это дополнительное топливо), или привлечения дополнительного оборудования со стороны аэропорта. С другой стороны, если кто-то из путешественников окажется на больничной койке с сердечным приступом или тепловым ударом, последствия для авиакомпании будут гораздо серьезнее.