Россияне резко нарастили потребление интернет-услуг

В Минцифры поделились данными о динамике использования интернета россиянами: как выяснилось, оно резко выросло, особенно в части проводного доступа. Кроме того, подскочили в последние месяцы и продажи устройств "умного" дома.

Привычки россиян по части пользования гаджетами и цифровыми услугами изменились, причем очень быстро и немного неожиданно. Касается это, например, домашнего, проводного интернета. Его потребление выросло за год почти наполовину (на 43%). Такие цифры приводит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Тут самое удивительное, что темпы прироста оказались значительно выше, чем даже в прошлом году, когда миллионы рабочих мест начали переезжать из офисов в квартиры. В первом квартале прошлого года прибавка составила 16% (и это считалось много), а теперь сразу +43%.

Второй удивительный момент в том, что впервые за многие годы фиксированный интернет рос быстрее, чем мобильный. Там прибавка тоже очень существенная, +37%, но всё равно это меньше, чем для фиксированной связи. В абсолютных же значениях за первые три месяца этого года через сотовые сети пользователи скачали 6,7 эксабайт (то есть млрд гигабайт) данных, по проводам — в 2,5 раза больше, 18,4 ЭБ.

И еще одно, судя по всему, следствие большего количества времени, проводимого в квартире – в России выросли продажи устройств для "умного дома", то есть всевозможных управляемых розеток, умных ламп, систем видеонаблюдения и управления шторами. Спрос на всё это по данным ритейлеров (которые приводит "Коммерсант") в сравнении с прошлым годом вырос в семь раз в штуках и больше чем в шесть раз в деньгах. За первые полгода это почти 2 млрд рублей, а к 2023-му, по прогнозам, вырастет до 6 млрд рублей. По подсчетам аналитиков сети магазинов "М.Видео-Эльдорадо" это сопоставимо с продажами вполне привычной бытовой техники вроде блендеров или фенов.

Впрочем, нужно заметить, что невероятные темпы роста объясняются по большей части тем, что называется низкой базой. Раньше все эти устройства были уделом небольшого числа энтузиастов, а теперь понемногу пошли в народ. В немалой степени — усилиями Яндекса, а теперь и Mail.Ru. Речь об умных колонках с голосовым ассистентом, которые среди прочего еще и понятный интерфейс управления умным домом. Иными словами, есть версия, что продажи смарт-лампочек идут вслед за продажами смарт-спикеров.

Есть умные колонки и у Сбера. Да и на рынок устройств умного дома компания вышла еще в феврале. На тот момент в ее онлайн-магазине продавались умные лампочки и умные розетки. Пока новых устройств не появилось, но вроде как Сбер собирался до конца этого года заключить порядка 10 соглашений со сторонними производителями. Важнейшим из них должна стать договоренность с китайской Xiaomi — ее устройства для умного дома сейчас самые популярные на российском рынке.

***

И не очень радостные новости: Россия оказалась в лидерах по числу успешных вирусных атак на смартфоны с использованием коротких ссылок. По информации разработчика антивирусов, компании ESET, злоумышленники создают короткие ссылки на скачивание вируса FakeAdBlocker и распространяют его под видом приложений для блокировки рекламы, VPN-клиентов или антивирусов.

Суть идеи в том, что сервисы укорачивания ссылок подменяют реальный адрес на некий случайный. Изначально это придумали для того, что бы адрес какой-нибудь страницы, который может быть длинной в сотни символов, можно было уместить в тот же Twitter. А с точки зрения мошенников удобство в том, что таких коротких ссылок на одну и туже страницу можно создать сколь угодно много. Точнее, их можно создавать быстрее, чем антивирусные средства их обнаруживают и блокируют. И вот такие вирусы по коротким ссылкам в этом году скачали себе 150 тысяч человек. И почти каждый десятый пострадавший живет в России.