Супертраулер спущен на воду. Судостроение выходит на новый уровень

В Петербурге торжественно спустили на воду супертраулер новейшего поколения "Механик Сизов". Почему нынешнюю церемонию называют исторической?

В Петербурге торжественно спустили на воду супертраулер новейшего поколения "Механик Сизов". Событие для рыболовного флота знаковое, команду на спуск давал лично президент. Почему нынешнюю церемонию называют исторической?

Огромный, но удивительно пропорциональный рыболовный супер-траулер "Механик Сизов" сходит на воду со стапелей "Адмиралтейских верфей". Владимир Путин отдает приказ с борта катера, приказ дублирует генеральный директор завода Александр Бузаков, и траулер соскальзывает в воду с изяществом дорогой яхты, одновременно демонстрируя свою мощь.

Судно назвали в честь ветерана рыбопромыслового флота Владимира Сизова, который 30 лет ходил на судах-китобоях. Его внучка Елена Остапенко говорит: это был очень мужественный человек.

- Дед был настоящий механик!

На таких судах дед Елены точно не ходил. На траулере есть кинозал, сауна, тренажеры, по-настоящему удобные каюты для экипажа, где есть даже душ.

Новейший рыболовный супер-траулер "Механик Сизов" – это, по сути, огромный плавучий рыбзавод. Выловленные минтай и сельдь будут перерабатывать прямо на борту и тут же замораживать, чтобы доставить в порт назначения свежими.

Это и правда супертраулер: 108 метров длиной с экипажем в 139 человек. А главное, судно будет выпускать около 15 тысяч тонн филе, фарша и сурими – это мелко порубленное мясо белых пород рыбы. Сурими на российских судах до сих пор вообще не производили.

"Проект очень важен и для компании, и для отрасли в целом, потому что это глубокая переработка, в том числе сурими. И мы будем есть, и на экспорт отправлять", – объясняет генеральный директор ООО "Русская рыбопромышленная компания" Виктор Литвиненко.

Такой масштабный проект стал возможен благодаря государственной программе инвестиционных квот. Их можно получить только в том случае, если компания строит рыбопромысловые суда исключительно для России – получается мощный стимул для развития отрасли. Об этом рассказала крестная мать судна, замминистра сельского хозяйства Оксана Лут, сразу после того, как по морской традиции разбила бутылку шампанского о борт судна перед тем, как оно сошло на воду.

"Прекрасно мероприятие: все очень торжественно, очень позитивно. Все прошло, мне кажется, без сучка и задоринки, поэтому новому судну можно пожелать только большого плавания. В настоящее время уже заключено 79 договоров по инвестиционным квотам. Инвестиции больше 200 миллиардов рублей. 90 процентов этих инвестиций пойдет как раз на строительство подобных рыболовецких, рыбопромысловых судов. Собственно, эта программа позволит обновить флот на 80 процентов в Северном бассейне и на 40 процентов – на Дальнем Востоке", – отметила заместитель министра.

Траулер закладывали прошлым летом, привинчивая именную табличку к будущему борту. Судно построено на "Адмиралтейских верфях" всего за год. Траулер ледового класса не боится шторма.

"Одно такое судно позволяет поймать до 60 тысяч тонн рыбы, в то время как современные аналоги, самые производительные, способны справиться в действующих промысловых правилах где-то с 40 тысячами. Этот траулер призван в корне изменить философию и по сути дела вернуть нам торговлю своей рыбой – и, естественно, делать качественные продукты для российского рынка, что тоже немаловажно. Второе – он экологичен, – говорит председатель Совета директоров ООО "Русская рыбопромышленная компания" Глеб Франк. – Мы считаем, что такого рода проект – это проект мирового уровня. Их возможно реализовать только в рамках благоприятного инвестиционного климата. А что такое благоприятный инвестиционный климат? Это когда интересы инвесторов надежно защищены. Во-вторых, мы уверены, что будет максимально эффективная загрузка этих судов ресурсом, то есть, квоты находятся в интересах не только судовладельцев, но и в первую очередь государства. Потому что рыба в воде – это ресурс, который принадлежит всему народу РФ, и, соответственно, то, как он монетизируется и сколько прибыли в итоге остается в России, должно быть предметом непосредственно внимания регулятора. Поэтому мы рассчитываем, что регулятор предложит какой-то механизм, при котором эти суда могли бы быть эффективно загружены квотой. Сегодня их загруженность – порядка 80 процентов. И третье: если реформа будет продолжаться, а мы считаем, что она должна продолжаться, потому что сегодня флот обновлен только на 50 процентов – то есть, нужно обновить и вторую половину".

"Механик Сизов" – уже третий в серии из 10 рыболовных судов нового поколения, которые строят в северной столице. Первые два "Адмиралтейские верфи" планируют передать рыбопромышленникам до конца этого года.

"Суда такого класса не строились почти 30 лет. Мы взялись за амбициозную задачу, и у нас, мы считаем, получилось", – говорит генеральный директор АО "Адмиралтейские верфи" Александр Бузаков.

Сегодня российскому флоту 325 лет, и приуроченная ко Дню ВМФ церемония спуска на воду супертраулера "Механик Сизов", как говорят и рыбопромышленники, и конструкторы, подчеркивает, что и гражданское судостроение в нашей стране выходит на совершенно новый уровень. Четвертый супертраулер из той же серии, что и "Сизов", планируют спустить на воду уже в августе этого года.