Семь километров сквозь скалы. На БАМе открылся новый тоннель

Сегодня запущено железнодорожное движение по Второму Байкальскому тоннелю, который соединяет два российских региона – Иркутскую область и Бурятию. Это всего 7 километров путей, проложенных через скальную породу. Но они кардинально меняют работу всей Байкало-Амурской магистрали. Как отметил сегодня Владимир Путин, который участвовал в церемонии запуска по видеосвязи, пропускная способность БАМа теперь возрастет многократно.

Первый поезд в Байкальском тоннеле. За новый путь сквозь горный хребет из Иркутской области в Бурятию (с востока на запад страны) президент благодарит инженеров.

"Вы выполнили просто большую, колоссальную работу, решили ​ сложные технологические задачи, внесли весомый вклад ​ в модернизацию БАМ. С вводом нового тоннеля пропускная способность одной из наших ключевых ​ железнодорожных магистралей существенно возрастет", – заявил Путин.

Чтобы проложить этот путь из горы вырезали миллион тонн породы. Тоннель выдержит 9-балльное землетрясение. А внутри, за автоматическими гермоворотами, даже при -60 на улице сохраняется тепло, а значит и коммуникации. Автоматизированная система контролирует сразу 16 параметров.

"Надо повысить температуру – повысит, надо понизить – понизит. Или автоматическую систему пожаротушения включит. Это автоматизированный тоннель", – поясняет главный инженер Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Виталий Чесноков.

От портала до портала в этом тоннеле 6682 метра. Объездной путь формально есть, но возить по нему хоть что-то не имеет никакого смысла: по хребту локомотив тянет только два вагона за раз. А тут полноразмерный товарный состав прорезает перевал Даван за 8 минут.

До сих пор Байкальский тоннель был одним из самых узких мест БАМ. Здесь встречным поездам приходилось ездить по очереди, пропуская друг друга. С открытием второго прохода по участку станут возить уже не по 13, а по 32 миллиона тонн грузов в год. А, к примеру, экспорт кузбасского угля в Китай после модернизации БАМ и Транссиба может вырасти на треть.​

"Предыдущий тоннель был построен 37 лет назад. Восемь с половиной лет это заняло у наших отцов, построен с опережением на ​ 8 месяцев. И сейчас строители поддержали наших предков. Тоннель построен за пять с половиной лет. С опережением на 5 месяцев", – рассказывает председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров генеральный директор.

"Над тоннелем трудились​ две с половиной тысячи рабочих. Некоторые из них женились, у некоторых родились дети. ​ У нас, можно сказать, что ​ уже образовалась целая династия, сыновья уже даже выросли, работают здесь же, на этом тоннеле", – говорит председатель совета директоров АО "УСК МОСТ" Руслан Байсаров.

Одного из ветеранов президент приглашает к микрофону. Василий Фомин на БАМ уже полвека. Приехал сюда электриком, а потом строил оба Байкальских тоннеля. В его фотографиях вся история магистрали у северного Байкала.

"Были моменты, когда говорили, что БАМ – дорога в никуда. Это были 90-е. На сегодняшний день БАМ загружен​ для того, чтобы обеспечить перевозку народнохозяйственных грузов на Тихоокеанский регион", – заявил Фомин.

Новый тоннель – часть так называемого "БАМ 2.0". Большой проект модернизации этой магистрали и Транссиба президент одобрил в 2012 году. По нему нужно построить 1300 километров путей, десятки станций и разъездов. Первый этап проекта завершают в срок, второй закончат к 2024 году.

"Отличная работа сделана. Считаю, что не надо на этом останавливаться, надо немедленно приступать к ​ третьему этапу. У нас есть ​ Кузнецовский тоннель, который надо построить за 4 года, чтобы не сдерживать развитие ​ всего БАМ. Поэтому на сегодняшней хорошей волне​ прошу это решить: дать нам поручение ​ускорить, и мы третий этап буквально в ближайшее время вам представим. Как говорится сленгом, встанем ​на рельсы​ и быстрее поедем", – добавил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Движение по БАМ и Транссибу для многих регионов – важнейшее условие развития. В Бурятии, к примеру, только на самой дороге работают 10 тысяч человек. А с ней – все крупнейшие предприятия.

Вместе с рельсами в регионы приходят и новые стройки (вот эти дома в Северобайкальске только что возвели для железнодорожников), и связь со всей страной.

В целом ​мы продолжим формировать современную транспортную инфраструктуру по всей России, будем строить и​ аэропорты, морские терминалы, развивать автомобильную и железнодорожную сеть. ​Нам ​это необходимо для​ повышения связанности​ российских территорий, для комфортного передвижения между городами и регионами, для создания эффективных транспортных коридоров, объединяющих европейскую часть России и то, что у нас находится ​за Уралом", – подвел итог Путин.

Эти планы на БАМ, по традиции, снова выполняют с опережением графиков.