Документы о подготовке Японии к войне: комментарий эксперта

Фото: facebook.com/d.surzhik
Фото: facebook.com/d.surzhik
Раскрытие ФСБ РФ архивных материалов о подготовке японской армии к войне с СССР прокомментировал кандидат исторических наук Дмитрий Суржик. По его словам, нужно говорить об этом, чтобы предотвратить рост реваншизма и усиление милитаристского духа в современной Японии.

Раскрытие Федеральной службой безопасности РФ архивных материалов о подготовке японской армии к войне с СССР прокомментировал кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного государства Дмитрий Суржик. По его мнению, эти документы позволяют доказательно говорить, что японская сторона планировала военные действия против Советского Союза и совершала преступления на территории Китая и других стран Восточной Азии.

Говорить об этом, по словам Суржика, нужно для того, чтобы предотвратить рост реваншизма и усиление милитаристского духа в современном японском обществе – а предпосылки к ним сегодня есть. Наиболее ярким проявлением такого реваншизма историк называет поднимаемый в Японии вопрос о Курилах.

Из впервые рассекреченных ФСБ документов стало известно, что японские военные готовились к войне с СССР еще в 1938 году, передает РИА Новости. При этом, говорит Суржик, уже много лет "существует и намеренно вбрасывается в российский историографический дискурс тезис о неспровоцированной советской агрессии против Японии в августе 1945 года". Эта агрессия якобы была совершена в нарушение советско-японского пакта о нейтралитете, подписанного в Москве в апреле 1941 года.

На самом же деле Япония всю Великую Отечественную войну, находясь формально в нейтральном статусе, не прекращала провокаций – как собственных, так и провокаций со стороны полностью подконтрольных Токио марионеточных государств, находившихся на территории Китая.

Провокации устраивались как на границе Советского Союза, так на море против американских судов, доставлявших в СССР по ленд-лизу товары и технику, необходимые Советам для борьбы с агрессией, отмечает Суржик. Объявив Японии войну 8 августа 1945 года, Советский Союз, по словам историка, соблюл все необходимые дипломатические нормы.

Еще в Потсдамской декларации 1945 года, принятой державами-победительницами нацистской Германии – СССР, США и Англией – было заявлено: Япония должна капитулировать. Однако японское руководство этот документ проигнорировало.

Тогда 8 августа 1945 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов заявил японскому послу в Москве, что со следующего дня Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией. У японского руководства были сутки на принятие решения о немедленной капитуляции. Однако такого решения принято не было, и только после разгрома Квантунской армии и потери императорской семьей и ее окружением всякой надежды на продолжение войны диверсионными средствами Токио объявил о капитуляции, напомнил Суржик.

Готовясь к войне против СССР и других государств, японские правящие круги и национальные спецслужбы возлагали большие надежды на применение в боевых условиях бактериологического оружия. Проводились разработка такого оружия, его испытания и совершенствование. СССР объявил войну Японии, имея неоспоримые доказательства подготовки этой страной бактериологического оружия и принимая во внимания союзнический тандем Японии и Германии.

2 сентября 1945 года правительство Японии подписало Акт о капитуляции: так закончилась Вторая мировая война. Последней же точкой в ее завершении стал Хабаровский процесс: 25-30 декабря 1949 года военный трибунал Приморского военного округа в Хабаровске рассмотрел дело по обвинению японских военных в подготовке и применении бактериологического оружия.