Гений разведки: что не меняется со времен операции "Трест"

Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин накануне проголосовал скромном городе Кашин Тверской области. Он принял участие в церемонии присвоения кашинской улице имени своего предшественника – начальника советской разведки первой половины 30-х годов Артура Артузова.

С чего это директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин вчера, как показали во всех новостях, голосовал на выборах в Госдуму не в Москве или, допустим, в каком-нибудь российском посольстве за рубежом, а в древнем, но, конечно, очень скромном городе Кашин Тверской области. А все дело в том, что там он принял участие в церемонии присвоения кашинской улице имени своего предшественника – начальника советской разведки первой половины 30-х годов Артура Артузова. Человека поистине легендарного.

При чем тут Кашин? Тут нам пригодится та самая головка сыра. Дело в том, что именно под Кашиным до революции осел швейцарский итальянец-сыровар Христиан Фраучи. Женой у него была Августа, в чьих жилах, в свою очередь, текла эстонская, латышская и шотландская кровь. А их первенец Артур считал себя русским, взял фамилию Артузов и стал в начале 30-х годов – руководителем советской разведки – Артур Христианович Артузов.

Именно он был автором десятков операций, главными из которых стали "Трест", "Синдикат-2" и "Тарантелла". Оказывается, их до сих пор изучают в вузах спецслужб по всему миру. В частности, операция "Трест" была про то, как создать фиктивную структуру оппозиционеров (тогда ее назвали МОЦР: "Монархическая организация Центральной России") и превратить ее в крючок, на который можно ловить настоящих, матерых диверсантов и их финансистов из-за рубежа.

Наш очерк к 130-летию Артузова и 90-летию его назначения начальником разведки (то есть, всего в 40 лет) – о взгляде из Кашина на Россию и на весь мир.

Есть на московском Донском кладбище страшное место. Общая могила невостребованных прахов. Жертвы репрессий. И их палачи. И палачи палачей на следующих витках "чисток". Артур Артузов в "ежовщину" сложил голову одним из первых. Впервые он нем рассказали только в 67-м в фильме "Операция Трест".

Артузов вырос в России, действительно получил очень недурственное образование, но в очень непростое предреволюционное время.

На церемонии в Кашине был еще полпред президента в ЦФО и наш бывший коллега-журналист Игорь Щеголев.

"Он сам родился в многодетной семье. Сын швейцарского сыровара. Увлекся идеями революционеров, а спустя всего восемь лет после революции, которая делалась во многом с участием иностранных разведок, он начал этим иностранным разведкам противостоять", – отметил Щеголев.

Факт есть факт: против царя играли и иностранные дипмиссии, а элита занималась в лучшем случае – еще чем-нибудь. Взять тот же Кашин.

"Неподалеку от Кашина родился учитель Пушкина Куницын. То, что у нас называют "ртутный король", Авербах, тоже в Кашине родился. В Кашине родился и "король титана", Калачев", – сказала местный краевед Вера Никоновна.

Когда же дело дошло уже и до повторной революции, то вскоре против большевиков готовы были бороться все больше экзальтированные личности, каких в России хватало всегда.

Фильм был игровой, но основан на – документах. Но такие всегда вызывали симпатии интеллигентов. Один из которых, Якушев в фильме его играл Игорь Горбачев, и попал в разработку чекистов, ведомство которых тогда называлось ГПУ.

- Ну, а если Вам вдруг потребуется наша помощь, пожалуйста, можете набрать мне. Коммутатор ГПУ, 1-8-7.
- Запишите, пожалуйста.
- Нет. Вы запомните, пожалуйста.
- Понимаю.

На крючок МОЦР в СССР стали заманивать поистине серьезных деятелей, приверженных тактике террора. Например, Борис Савинков: в то время "террорист номер 1". Кто-то при задержании предпочитал покончить с собой. Но Артузов научился инсценировать гибель тех, кто ему был нужен непременно живым.

- Он убит!
- Кто?!
- Рейли!

Рейли, точнее Райли. Сидней Райли, – так называл то ли Зигмунд, то ли Соломон Розенблюм, кого считали неуловимым "королем шпионов". Артузову и его товарищам попался и он.

- Вот Вы сказали, как только Черчилль узнает, что Вы попали в ОГПУ... А что будет, если не узнает?
- Рейли меняется в лице

Именно такие операции, оказывается, преподают до сих пор.

"Потому что, те операции, которые он организовывал и проводил, таких операций в истории не было", – отметил член совета ветеранов УФСБ по Тверской области Анатолий Костин.

В итоге, Артузов парализовал всю диверсионную сеть в СССР. А, перейдя из контрразведки во внешнюю разведку, развил успех путем создания сети разведчиков-нелегалов за рубежом.

"Вербовочная работа, создание агентурной сети в странах западной Европы накануне войны была создана им", – отметил Костин.

"Легендарный наш разведчик Ким Филби и великолепная "кембриджская пятерка". Это были люди, представляющие цвет, интеллектуальный цвет европейского общества и они сослужили большую службы и в предвоенные годы, и в годы войны и после войны, – сказал глава СВР.

Какая была коренная проблема, трагедия того времени? Бороться-то приходилось со своими. А даже и когда Артузова реабилитировали. Концовка фильма была такая: лицо Якушева под звуки курантов, а на самом деле это был Артузов под звуки "Интернационала". Только в фильме ничего не говорилось о другом...

"А потом стал, к сожалению, трагической иллюстрацией той формулы, что "революция пожирает своих людей", в 37-м году он стал жертвой политических репрессий, – отметил Щелголев.

Артузов жил в свое время, которое нам уже не всегда понять. Но те, кто живет на его малой родине, понимают его так: "Он считал себя русским. Это один из немногих людей, кто сохранили страну", – отметила краевед.