День памяти жертв политических репрессий: многие до сих пор не знают, что стало с их близкими

В России – День памяти жертв политических репрессий. Акции – по всей стране. Скольких бывших узников ГУЛАГа выявил и кому помогает Фонд Солженицына?

В России – День памяти жертв политических репрессий. Так, в Красноярске, на берегу Енисея, литургия прошла в Никольском храме-памятнике. В Санкт-Петербурге цветы и венки возложили к Соловецкому камню на Троицкой площади. А в Магадане началась реставрация монумента Эрнста Неизвестного "Маска Скорби".

Мы знаем, что происходит каждый раз, когда мы касаемся этой темы: нас буквально заваливают проклятиями сталинисты, мол, не было никаких миллионов жертв и все такое. Ну, что ж?.. Вчера никакие не интеллигентики, никакие не либералы, а Главная военная прокуратура опубликовала данные: с 1991 года, когда возникла возможность вернуться к тем делам, к которым в советские годы нельзя было и прикасаться, реабилитированы еще 120 тысяч человек в одних только Вооруженных силах. А по всей стране счет шел на миллионы. И сталинские завалы еще разбирать и разбирать. Например, только на бумаге остается постановление Конституционного суда о детях, которые либо были выселены вместе с родителями, либо родились в лагерях и ссылке. С теми, кто выжил в жерновах сталинского террора, и тех, кто хранит память о невинно уничтоженных, встретилась Анастасия Литвинова.

Зоя Ивановна Выскребенцева зимой 1948-го с подругой и ее ухажером американцем были в Большом театре на "Щелкунчике". Она знала английский и помогала влюбленным с переводом. Получила в итоге 20 лет лагерей за шпионаж.

Мария Петровна Дахова просила не забирать на нужды армии корову. В 1943-м после немецкой оккупации им ведь и самим есть было нечего. 10 лет за антисоветскую агитацию и пропаганду.

Это "Пермь-36". Один из тех исправительно-трудовых лагерей, куда в советские годы отправляли осужденных за "особо опасные государственные преступления", то есть "политических". Открытая еще при ГУЛАГе колония действовала до конца 80-х. С тех пор колючая проволока, сторожевые вышки по периметру — все на месте. Теперь здесь музей истории политических репрессий.

QR-коды на входе не дают оторваться от реальности. В остальном же время здесь будто остановилось. Жилой барак сохранился с 1946 года. Вот комната, где раздевались, умывальник, жилая зона, нары. В таких бараках температура зимой была около 6 градусов тепла, их практически не отапливали. Заключенных было столько, что не успевали строить новые лагеря.

"Изначально это было для того, чтобы убрать оставшихся политических противников. А в дальнейшем, уже в 30-е годы, ГУЛАГ был во многом экономически обоснованным", – рассказал историк Андрей Котлячков. Нарастали темпы индустриализации, появлялось большее количество заключенных. Как дешевую рабочую силу их использовали на всех ударных стройках. Осуждённых ученых и инженеров содержали в конструкторских бюро тюремного типа, сами они называли их шарашками.

"Сидели невинные люди в этих политических лагерях. И весь срез сидел. Вот крестьянин, вот кинооператор, вот адмирал флота. 20 миллионов через ГУЛАГ прошли, и многие из них умерли", – отметила Наталия Солженицына, президент Фонда Солженицына.

Зоя Ивановна отсидела семь лет. Вышла после смерти Сталина. В 1955-м добилась реабилитации.

- Вы изменились после этого?

- Я стала менее открытой, более сухой. К чему пришла? Одна, как перст, – говорит Зоя Ивановна Выскребенцева.

Мария Петровна отбыла весь срок. Вернулась в свою деревню, где вроде бы все все понимали, но сторонились. Официально реабилитирована только в 1995-м. Отметила столетний юбилей. Своей семьи нет, ей помогает племянница.

"Очень многие из них семью не создали. Они сели молодыми, отсидели 17 лет, 25. Вышли больными, какая семья?... Так что почти все они одинокие люди – те, кому мы помогаем. Два раза в год посылаем им как бы "пенсию от ГУЛАГа", мы ее так называем", – рассказала Наталия Солженицына.

Фонд помощи политическим заключенным и их семьям Александр Солженицын основал в 1974-м. Тогда в Париж из России тайно переправили и впервые напечатали "Архипелаг ГУЛАГ", основанный на письмах и воспоминаниях 257 заключенных и самого Солженицына.

"Красной тряпкой для них был "Архипелаг ГУЛАГ", – говорит литературовед, филолог, поэт и переводчик. Эта книга была главной уликой в деле Михаила Мейлаха. За чемодан с запрещенной литературой, в котором были произведения Цветаевой и Набокова, он получил 7 лет лагерей. И это в 1983 году! Казалось ,сталинские времена давно прошли. Но статья-то осталась.

День когда мы вспоминаем жертв советских репрессий, в нашей стране появился 30 лет назад. Но многие семьи до сих пор не знают, что стало с их близкими. Личные дела хранятся в архивах, которые разбросаны по всей стране. Сейчас Фонд памяти по поручению президента начал оцифровать эти сведения, чтобы создать единую базу.

В цифровом формате в этом году в Москве проходит и сам День памяти. Со сцены Театра Романа Виктюка читают письма заключенных сталинских лагерей.

В Екатеринбурге артисты филармонии выступили во дворе дома на улице Ленина, здесь жила балерина Татьяна Малиновская. Их с мужем расстреляли в 1937 году по обвинению в японском шпионаже.

Обычные люди в разных городах встречаются сегодня, чтобы только прочесть имена погибших. А в храмах звучат молитвы памяти.