Российский лес оказался дороже всей нефти страны


ГТРК "Алтай"

Российский лес оказался дороже "черного" золота. Суммарная стоимость национальных лесных ресурсов в несколько раз превышает официально существующие оценки. И это крайне важно для страны с учетом растущего значения "зеленой" повестки. К такому выводу пришли специалисты крупной международной компании Boston Consulting Group.

В международной компании Boston Consulting Group подсчитали, что стоимость российских лесных ресурсов может составлять 57 триллионов долларов. Это дороже всей нефти, которая есть в стране. Что эта переоценка значит для нашей экономики?

Российский лес оказался дороже "черного" золота. Суммарная стоимость национальных лесных ресурсов в несколько раз превышает официально существующие оценки. И это крайне важно для страны с учетом растущего значения "зеленой" повестки. К такому выводу пришли специалисты крупной международной компании Boston Consulting Group.

По их данным, ценность лесных ресурсов России может составлять от 9 до 57 триллионов долларов. Это дороже всех совокупных запасов нефти в стране, стоимость которых достигает приблизительно 6,5 триллионов. Ранее в Минэкономразвития приводили более низкие цифры по лесу – от 4 до 17 триллионов долларов.

"Методика оценки стоимости основана на количестве лесов, на скорости их роста и на ценности лесов, основной вклад которой составляет способность поглощать газ, но конечно есть и экономическая ценность", – говорит партнер-эксперт и директор BCG , соавтор отчета Константин Полунин.

Почему же россияне так сильно недооценивают свой лес? Главная причина, по мнению Boston Consulting Group, – системные ошибки в учете ресурсов. По состоянию на 2020 год, данные о 84-х процентах российских лесов недостоверны, отмечалось ранее в Счетной палате. Для получения более точной информации эксперты предлагают расширять методы инвентаризации и ее финансирование. Активнее пользоваться спутниковыми данными и другими способами дистанционной оценки.

"Параметры, которые зафиксированы постановлением правительства, либо привязаны к таблицам, очень давним, либо вообще не имеют под собой экономического основания. Оценку лесных ресурсов нужно провести", – объясняет вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group Николай Иванов.

Правильно провести оценку национальных лесных ресурсов необходимо, чтобы понять, какой объем парниковых газов они способны поглощать. Это крайне важный экономический показатель в условиях перехода мировых держав к зеленой повестке и стремления сокращать углеродный след.

В базовом сценарии Минэкономразвития объем выбросов газов к 2050 году планируется снизить до одного миллиарда тонн. В 2019-м показатель составлял более двух миллиардов. И лесные ресурсы должны играть ведущую роль в этой стратегии. Тем более, что по данным Boston Consulting Group, реальная поглощающая способность российских лесов может быть в 3 раза выше изначальных оценок. Как раз два с лишним миллиарда тонн. Арифметика простая. Чем больше леса, тем выше будет место России в рейтинге сокращения выбросов.

"Это создание новых возможностей для поглощения парниковых газов, в том числе СО2. Если в России будет налажена система лесоклиматических проектов, то одним из наиболее выгодных проектов будет лесовыращивание", – говорит председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

Учитывая, что сейчас на Россию приходится, по разным оценкам, от 20 до 40 мировых лесных запасов, страна может занять место лидера в международной климатической повестке, которая обсуждалась не прошедшей Конференции ООН в Глазго.

Как отметил позднее спецпредставитель президента России по климату Руслан Эдельгериев на дискуссии в клубе "Валдай", лесные проекты были приоритетом для российской делегации. Результаты конференции он назвал в целом благоприятными для нашей страны.