Рождественские песни: от латинских гимнов до современных колядок

В IX и X веках рождественская песня приобретает форму рифмованных стансов. В XII веке парижский монах Адам Сен-Викторский стал использовать для них музыку популярных песен. К этому времени Господь смилостивился над верующими, и на свет появился Франциск Ассизский, благодаря усердию которого было разрешено исполнение рождественских песнопений на родных языках.

В ночь с 24 на 25 декабря совершилось Рождество Христово для большей части христиан. 6 января явление в мир Младенца Иисуса отпраздновала Армянская апостольская церковь. 7 января (а если точнее, в ночь с 6 на 7 января) последними к торжеству присоединяются Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон и восточнокатолические церкви.

Праздничные службы, рождественский стол. Наступает время рождественских гуляний или Святок – целых 12 святых праздничных дней от Рождества до Крещенского сочельника.

Считается, что Святки появились в V веке после того, как появилась традиция праздновать Крещение.

По крайней мере на этот счет есть недвусмысленные правила того времени. Так, в уставе Саввы Освященного говорится, что в эти дни запрещено совершать таинство брака, а также "никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях". А изданный в 535 году кодекс Юстиниана эти правила закрепляет.

Итак, поститься нельзя, жениться тоже. Зато можно гулять и веселиться. А всякое веселье сопровождалось танцами, играми и пением песен.

Первое время пели, что знали, то есть всеми любимые песнопения, посвященные языческим богам, которым поклоняться стали задолго до христианства. Не брезговали также гаданием и другими традициями. Ужаснувшись торжеству идолопоклоннических обрядов, совершаемых в светлый день Рождества, Церковь решила вмешаться, и на Шестом Вселенском соборе, состоявшемся в 680-681 годах, языческое "непотребство" было запрещено.

Но, судя по всему, мудрые отцы Церкви не только что-то запрещали, они предлагали альтернативу: стали появляться рождественские гимны и литаны.

Первые рождественские гимны появились в Риме в IV веке (по крайней мере те, о которых известно наверняка). Тогда поэт Аврелий Пруденций Клемент сочинил девятый гимн Liber Cathemerinon, более известный как Corde natus ex Parentis. А Амвросий Медиоланский написал Veni redemptor gentium. Правда, этот гимн скорее был защитой доктрины Боговоплощения. Ничего удивительного, что столь серьезные произведения исполнялись только во время церковных служб.

В IX и X веках рождественская песнь Sequence появляется в североевропейских монастырях и благодаря Бернарду Клервоскому приобретает форму рифмованных стансов (лирическая поэзия Средневековья). В XII веке парижский поэт и композитор религиозных гимнов монах Адам Сен-Викторский стал использовать музыку из популярных песен, сочиняя что-то близкое к традиционной рождественской песне.

К этому времени Господь смилостивился над верующими, слушавшими исполнение гимнов на латыни в сельских храмах (и которым, как мы помним, было запрещено петь народные языческие песенки), и на свет появился Франциск Ассизский, благодаря усердию которого было разрешено исполнение рождественских песнопений на родных языках.

Рождественские гимны на английском появляются в 1426 году, а в XVI столетии и на Руси зарождается обычай исполнения колядок. И хотя христиане уверены, что колядки – это их традиция, в такое верится с трудом, поскольку история колядок (песен, прославляющих Коляде) началась задолго до христианского календаря, когда праздничный цикл славянских племен был привязан к земледелию и всяческому ублажению богов, от которых зависел урожай.

Славили и зазывали Коляду, чтобы год был плодородным. В честь него пели песни, наряжались животными (чтобы оградить домашний скот от мора), ходили по домам и славили хозяев, которые должны были одаривать колядовщиков сладостями. Колядовали с 25 декабря, дня зимнего солнцеворота, до 6 января – Велесова дня.

С принятием христианства языческий праздник был запрещен. Его заместила традиция славить в колядках Рождество Христово. Но искоренить древние традиции не удалось. В колядках, как и в их западных братьях, рождественских гимнах, тесно переплелись христианские и народные традиции.

И те и другие обычаи живы по сей день, как и традиция пения рождественских колядок в обмен на милостыню, сладости или пожертвования, которая началась в Англии в XVII веке. Тогда городским музыкантам было позволено брать деньги за выступления на улицах за неделю до Рождества и после него.

В современном мире исполнение рождественских гимнов и колядок не прекратилось и даже обрело свою неповторимую форму. Теперь рождественские песни создаются специально для спектаклей, мюзиклов, фильмов. Причем, по статистике, примерно половина популярных рождественских песен сегодня пишется композиторами-атеистами или адептами других религий.

Кроме того, специализированные издания практикуют отдельные обзоры Рождественской песни, а в Великобритании и Ирландии существуют Рождественские чарты.

В списке самых ненавистных рождественских песен числится Jingle Bells Барбры Стрейзанд, Santa Claus Is Coming To Town от Jackson 5, песня Элмо и Пэтси "Бабушку переехал олень" и "Тихая ночь" в исполнении персонажей мультфильма South Park. А самой надоевшей записью рождественского календаря – Jingle Bells в исполнении Дона Чарлса.

Ну а лучшим Рождественским гимном всех времен и народов признана "Рождественская песня" (второе название "Каштаны, жарящиеся на открытом огне"), которую исполнил Нэт Кинг Коул в 1961 году. Это была четвертая запись песни и первая ее запись в стереозвучании.