Все больше информации о спецоперациях ВСУ на мариупольском направлении получают российские военные от сдавшихся в плен бойцах нацподразделений, которые проходили обучение у инструкторов из Америки и Западной Европы. Пытаясь сохранить свои элитные кадры для будущих диверсионных задач, командование ВСУ выводит их гуманитарными коридорами на освобожденные территории. Почему после стольких лет военных действий в Донбассе, бывшие бойцы украинских спецподразделений выходят из игры?
"Встать. Лицом к стене. Руки за спину", – звучат короткие команды.
По коридору его теперь водят регулярно от одиночной камеры, где содержится, до комнаты с оперативником. Он – ценный источник информации, боец 73-го морского центра специальных операций ВМС Украины старший лейтенант Владимир Подстевой.
"Как спалось?" – спрашивают Подстевого.
"Отлично", – отвечает старший лейтенант ВСУ.
"Не холодно?" – следует второй вопрос.
"Холодно. Это во всем городе холодно", – отвечает военнослужащий.
"Завтрак был?" – еще один вопрос.
"Ужин был".
"Что давали?
"Суп горячий".
Он закончил военный институт, послужил в черниговском полку связи, а потом выдержал отбор и прошел квалификационные курсы в Бердичевском учебном центре.
Мастер-классы по тонкостям военного искусства им вели инструкторы из Западной Европы и Америки. Для реализации новых навыков Владимир перевелся в 73-й центр, стал бойцом элитного подразделения
На 73-й центр возлагались задачи проведения разведопераций, диверсии, захват судов, береговых объектов и подводное минирование. Владимир как раз получил водолазную подготовку. С 2014 года бойцы центра практически постоянно воевали на мариупольском направлении, участвовали в боях за Иловайск и Дебальцево.
"Вы – элитное подразделение?" – спрашивают спецназовца.
"В теории, как нам рассказывали старшие офицеры, наша задача – выходить в тыл противнику и там проводить какие-либо действия", – отвечает Владимир.
"Диверсионные?" – уточняют у него.
"Диверсионные, наверное. Засады, еще что-нибудь делать", – очень обще отвечает старший лейтенант.
На мариупольском участке фронта старлей Подстевой оказался в ноябре 2021 году в составе батальона от Центра спецоперации. Утверждает, что они всего лишь вели наблюдение, что он ни в каких рейдах по тылам не участвовал. А во время боев за город подразделения держали оборону побережья на случай высадки российского десанта.
А вот с полком "Азов" (против участников этого нацбатальона в России возбуждены уголовные дела) его отряд никаких операций не проводил.
"Наткнулись на миномет "Азова". Расчет миномета стоит в парке в черте города. Они нас чуть не расстреляли, не поняли, кто мы. Такое впечатление, что они не спят или под чем-то вообще", – делится своими впечатлениями Владимир.
Во время уличных боев, по словам Владимира, их отряд находился в резерве и снабжал продуктами и боеприпасами 36-ю бригаду.
"А потом, одним днем, будто рухнуло все. Дня за четыре, как нас приняли, пропал комбат, – продолжает старший лейтенант рассказ. – Комбат! Нашли его тело, и в тот же день разбомбили базу, сгорела вся наша техника".
Командовать ими стал начальник штаба, который и довел до состава аудиосообщение командира Центра спецопераций из Очакова.
"Переодеваться в гражданское, присоединяться к гражданским и выезжать через коридор", – дословно передает приказ Владимир.
Российские военные полагают, что таким образом командование ВСУ выводило из неминуемой мясорубки своих элитных бойцов, планируя использовать их умения в дальнейшем, как вариант, в качестве спящих диверсионных ячеек на демилитаризованных территориях. Готовясь к побегу, Владимир и его сослуживец почистили телефоны от сообщений и фотографий, сменили форму, взяли в попутчики двух студентов и на машине поехали в Бердянск.
Задержали обоих. У студентов была мариупольская прописка, а у замаскированных бойцов нет. К тому же, они пытались повредить свои паспорта, чтобы было непонятно, откуда они. Теперь оба под стражей. И не только они. Немало носителей военных секретов и вообще информации об украинской армии в последние дни оказалось у российских военных.
"Как ты не представляй это все, как в фильмах не показывай, – отмечает Владимир, – но на самом деле все очень страшно. Не так, как ты себе представляешь. И что ты можешь с этим всем справиться".
Для него, по крайней мере, все с войной закончилось.
Командировка элитного бойца элитного 73-го морского центра спецопераций Украины на фронт в Донбассе должна была по приказу закончиться 24 февраля 2021 года.
Еще больше интересного с сайта "Смотрим" – в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта "Вести" – на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.
