Европейские компании развивают бизнес в России несмотря на санкции


AP

Приостановившие работу на фоне санкций иностранные компании снова ищут возможность вернутся в Россию. Это, к примеру, шведская IKEA и испанские бренды одежды. А некоторые иностранные предприятия и вовсе не собираются уходить из России.

IKEA ищет возможность снова открыть свои магазины. Procter&Gamble ищет пути оптимизации работы. Ищут – все теперь чего-то ищут. Из тех, кто полтора месяца назад поставил многих россиян – тех, кто на них работал – в затруднительное положение. А многих других как-то расстроил. Теперь ищут. Кто-то и вовсе не собирался уходить из России. И таких много.

Ставка на Россию при любых ограничениях. Европейские партнеры строят планы по расширению деятельности в нашей стране. Компания "Барнс" занимается подбором элитной недвижимости по всему миру. Штаб-квартира в Париже. Юбер Галларт – впервые приехал к нам в конце девяностых. Сейчас он управляющий партнер "Барнс Moscow". Недавно подал документы на получение российского гражданства.

"Я очень сильно хочу, я один не русский. Моя супруга русская, мои дети русские. Я очень люблю Россию", – говорит Галларт.

Офис в Москве – второй по значимости, открылся полтора года назад. Из-за пандемии компания изначально делала ставку на внутренние проекты. Сейчас смещает вектор развития.

"Сейчас мы начинаем работать и видим, что зарубеж и Европа, мы считаем, что это уже закрыто. Это даже не хотим. Мы начинаем работать с другими странами – Дубаи, Турция, Сейшелы, Мальдивы. Мы ищем другие перспективы", – рассказывает Галларт.

Девид Хендерсон-Стюарт начинал учить русский язык еще в школе. Большую часть жизни провел в Лондоне.17 лет назад прилетел в Москву и решил продолжать свой жизненный путь здесь. В 2010 вместе с коллегами вдохнул вторую жизнь в часовой завод "Ракета". Легендарный бренд появился после полета Юрия Гагарина в космос. В новых ограничениях находит только плюсы.

"В этой ситуации сегодня, когда все швейцарские марки уехали, а те, которые остались, очень сильно подняли цены, у нас дела в России неплохие. В России большой подъем и заграницей люди нас поддерживают. Мы открыли 4 магазина в Арабских странах. Катар, Кувейт, Иордания, где они все любят русских. Мы сейчас открываем магазин в Индии", – рассказывает Дэвид Хендерсон-Стюарт, председатель Совета директоров часового завода "Ракета".

Механизм часов полностью разработан российскими инженерами. Он также произведен из отечественных материалов: весь металл, а также 24 рубина.

"У "Ракеты" собственное производство. В мире не больше пяти марок, такие как "Ролекс", у которых собственное производство. А мы это получили в наследство от советского союза. Я ношу на руке 200 деталей. 90 процентов из них мы делаем сами", – говорит Стюарт.

При этом, ряд иностранных предприятий уже начинает возвращаться в Россию. За последний месяц к нам вернулись 14 компаний. Еще 20 "проявляют интерес". К такому решению их подтолкнул новый этап амнистии капитала.

В Министерстве промышленности и торговли рассказали, шведский производитель мебели IKEA ищет возможность возобновить работу на нашем рынке – открыть магазины и обеспечить полный ассортимент товаров. Компания частично привозит продукцию из других стран, а частично локализовала производство. Такие же планы строит и компания Inditex. Она владеет брендами Massimo Dutti, Zara, Pull & Bear, Bershka и другими. В общей сложности в стране работают более 500 магазинов группы. На долю российского рынка приходится 8,5% мировой прибыли компании.

"Если появляются на рынке новые кандидаты и новые люди, то мы видим, что они достаточно быстро находят работу. И если ранее в массовом сегменте продавец находил работу в течение 1-2 дней, то сейчас он находит работу от трех дней – до недели", – говорит Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса "Работа.ру".

Из-за ухода некоторых иностранных компаний порядка 200 тысяч человек могут потерять работу. Так заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Для этого утверждена программа поддержки сотрудников, находящихся под риском увольнения. На ее реализацию будет выделено более 3,3 миллиарда рублей.

Как нам рассказали в министерстве труда и социальной защиты, предусмотрено сразу несколько мер. Первая – временные работы. Еще одна – полная переквалификация. В этом случае компания сама обучает сотрудников новым навыкам, чтобы они остались на прежнем предприятии. Организация может получить от государства субсидию и выбрать образовательное учреждение. Третья опция – самостоятельное прохождение курсов в рамках Национального проекта Демография.

"Они подают через портал "Работа в России" заявку на конкретную образовательную программу. Более 24 тысяч. В каждом регионе свой набор образовательных программ, потому что они заточены под потребности локального рынка труда. Основная задача после этого переобучения, чтобы гражданин стал занятым. Либо в рамках трудового договора, либо открыл собственное дело", – объясняет Ян Талбацкий, заместитель директора департамента занятости населения и трудовой миграции министерства труда и социальной защиты РФ.

И еще одна возможность – работник может сам приостановить контракт на основном месте работы и заключить срочный трудовой договор в другой компании.