Глядя на квитанции за свет, бельгийские предприниматели начинают сдаваться. Не в силах платить столько, они принимают трудное решение закрыть свои рестораны, пекарни, кафе и пойти искать работу, а то и две, чтобы хватило на погашение счетов.
"Я обвиняю правительство в том, что оно бросает людей в опасности. Когда мы видим, что 40% наших граждан рискуют оказаться в бедственном положении. Когда уже сегодня каждые два бельгийских гражданина из трех ограничивают свой досуг просто, чтобы им хватило денег на отопление, на свет и еду. Да, я считаю, что власти недооценивают проблемы. Мы видим, что грядет мощный социальный шок", – говорит лидер партии "Вовлеченные" Максим Прево.

В Германии пенсионер из Цвиккау получил письмо с извещением о том, что он, бывший полицейский, теперь должен будет платить в 14 раз больше, чем раньше. Отопление зимой он и без этого включать не планирует, хочет топить дровами, которых сейчас днем с огнем не найти. Говорит, что рубить в таком случае будет свой собственный сад.
"Не знаю, что мне сейчас поможет больше – пиво или лекарство для сердца. Это все шутка? Я, разумеется, не смог связаться с газовой компанией, но я понимаю, что они настроены серьезно. Конечно же, я не в состоянии столько заплатить. Я работал больше сорока лет и теперь я останусь без средств к существованию?" – жалуется пенсионер.
Президент Центрального союза немецких ремесленников Ханс Петер Волльзайфер говорит о грядущей волне банкротств в его секторе, как, впрочем, и во многих остальных. Журнал Der Spiegel называет предстоящие тектонические сдвиги в немецкой экономике "трагедией в пяти актах". В первом – энергетический удар получают производители бумаги, удобрений и стали. Они тянут за собой другие отрасли. 90% фирм будут думать о банальном выживании. Своих товаров станет меньше, да и покупать их будет некому.
"Потребление сокращается, закрываются первые предприятия, в какой-то момент начинает расти безработица. Добро пожаловать в четвертый и пятый акты экономической драмы. Для описания этого ужасного сценария есть слово, вызывающее первобытный страх: рецессия. И похоже, что страна вскоре в нее попадет", – пишут журналисты.

Люди не хотят падать в экономическую бездну, они выходят на улицы, на этот раз в Лейпциге, требуют простых и логичных решений, к примеру, запуска "Северного потока-2". Им в ответ все одно и то же: затяните пояса, меньше мойтесь и теплее одевайтесь.
Во Франции начали бастовать работники энергетических компаний. На конец месяца профсоюзы обещают общенациональную забастовку. В то время, как мэр Парижа объявила о новых столичных правилах экономии: подсветку государственных музеев, памятников и мэрий после 10 вечера теперь будут выключать. В общественных зданиях температуру понизят до 18 градусов, а ночью и на время каникул вообще топить не будут.
"Энергопоставки в Европе будут гарантированы благодаря солидарности стран, входящих в Евросоюз. Мы изучаем некоторые европейские и региональные проекты в этой связи. И мы добились значительного прогресса", – говорит президент Макрон.
Журнал Forbs отмечает, что энергетический кризис, в который погрузила себя Европа, это не вопрос одного года или даже одной зимы, история на несколько лет минимум. И чем дальше, тем больше Евросоюз будет проваливаться назад в средневековье, пишет издание.
"О действиях, которые сейчас предпринимаются, нужно было подумать несколько лет назад или, по крайней мере, до объявления о санкциях против России. У Европы нет туза в рукаве. Сейчас все, что остается, – ограничивать потребление и в панике искать альтернативы российскому газу. Почему лидеры стран не подумали об этом раньше?" – задается вопросом издание.
Устанавливать потолок цен на российский газ в Европе передумали, в Чехии сосредоточились на внутренних ценах и вводят предельную стоимость света и газа для конечного потребителя.
Следом обещают заняться сверхприбылью энергетических компаний, обложить их налогами на общеевропейском уровне.
Чешский министр промышленности и торговли на следующей неделе созывает новую экстренную встречу министров энергетики стран Евросоюза для принятия срочных мер. К этому времени Еврокомиссия должна закончить разработку своих предложений, которые надеются согласовать до 30 сентября.