Тема:

Выборы в Турции 9 месяцев назад

Выборы в Турции очень важные и напряженные

Если есть в современной Турции что-то неоспоримое для абсолютного большинства, то это уважение к памяти Мустафы Кемаля Ататюрка и избирательный долг. На участки здесь обычно приходят 8 из 10 совершеннолетних граждан. На самых непредсказуемых за два десятилетия выборах важен буквально каждый голос. Вместе с главой государства Турция сегодня выбирает себе новый парламент.

Сегодня в Турции выбирают президента. Действующий глава государства Эрдоган баллотируется на новый срок. Ему противостоит сильный кандидат от оппозиции. И опросы показывают, что соперники идут ноздря в ноздрю.

В Турции на выборы – как на работу: голосовать идут почти все, у кого есть паспорт. В прошлый раз своего президента определили 86% избирателей.

"Я помогаю волонтерам, чтобы выборы прошли без нарушений. Я проголосовал за Кемаля Кылычдароглу. Мы хотим свободы, свободы слова. Экономика рушится, нет законности в области правосудия, Поэтому мы хотим перемен и голосуем за Кемаля Кылычдароглу", – говорит наблюдатель от оппозиции.

"Сегодня, как и на всех предыдущих выборах, я голосовал за Эрдогана. По всему миру распространяют много фейков о том, что у Турции и России плохие отношения, но Эрдоган показал, что Россия и Турция до си пор являются братьями и они готовы править миром вместе. Я не хочу, чтобы кто-то вмешивался в эти отношения, поэтому мы должны сохранить здесь Эрдогана и голосовать за него", – уверен сторонник действующего президента.

Главный вопрос дня не кто победит, а победит ли хоть кто-то в первом туре. Фаворита между Реджепом Эрдоганом и Кемалем Кылычдароглу не выявил ни один соцопрос. По закону их заканчивают публиковать за 10 дней до выборов. Если учесть, что 10% избирателей традиционно определяются с кандидатом в последнюю неделю, результат становится еще более непредсказуемым.

В Турции, как и в большинстве стран мира, голосуют по месту жительства. И хотя главная рабочая резиденция действующего президента в Анкаре, свой голос он сегодня отдает в районе Ущкюдар. Возле стамбульской школы президента встречали столько соотечественников, что пришлось ставить ограждение. В Турции сегодня еще и День матери – без общего фото президента отпускать не хотели.

Постояв в общей очереди к урне, человек впереди немало удивился, застав за спиной главу государства: Эрдоган заговорил о тех, кому сегодня к участкам было попасть сложнее всего: "По имеющимся у нас данным, полученным от министра внутренних дел, выборы проходят без проблем и происшествий. Конечно, самым главным было голосование в зоне землетрясения. Наши граждане там голосуют с большим энтузиазмом, с большой любовью. После того, как сегодня вечером будут подсчитаны голоса, мы будем молить Всевышнего о лучшем будущем для нашей страны, нашего народа и турецкой демократии".

Единый кандидат от оппозиции в это время голосовал в столице. Свои кампании соперники и заканчивали в разных местах: президент – в Айя-Софии, что при нем вновь стала мечетью, единый кандидат от оппозиции – на мемориале Ататюрка, чье стремление к западному миру возводят теперь в императив.

"От всего сердца благодарю всех, кто пришел и проголосовал сегодня. Мы все соскучились по демократии, по тому, чтобы быть вместе. Мы все соскучились по объятиям. Вот увидите, вскоре в эту страну придет весна", – заявил Кемаль Кылычдароглу.

Примерно так же образно и без конкретики в оппозиции писали свою предвыборную программу. Обещают, к примеру, оздоровить экономику, не раскрывая способ. У Реджепа Эрдогана в случае победы это будет третий подход к снаряду. Для президента, уверены в оппозиции, это слишком много. Для главы конкретно Турции – слишком малодемократично.

"Мы изменим внешнюю политику Турции на 180 градусов. Мы будем применять все демократические правила, предусмотренные ЕС. Нашим направлением будет западная цивилизация", – сказал Кемаль Кылычдароглу. Заявление получилось достаточно громким, чтобы его услышали далеко за пределами Турции. И так понравилась на Западе перспектива выполняющего все требования президента, что независимые европейские СМИ независимо друг от друга стали штамповать одинаковые заголовки: "Эрдоган должен, наконец, уйти".

"Байден дал указание свергнуть Эрдогана. Голосование даст ответ Байдену!" – уверен Реджеп Эрдоган.

На кого делают ставку, журналисты, к слову, отлично знают. Кылычдароглу накануне выборов раздавал интервью то Corriere della Sera, то Washington post. А вскоре после собственного выдвижения под объективами фотоаппаратов встретился с послом США в Анкаре Джеффри Флэйком. Последнему за то, что не умеет держаться в стороне от чужих выборов, Эрдоган закрыл доступ в президентский дворец.

На кого делают ставку, журналисты, к слову, отлично знают. Кылычдароглу накануне выборов раздавал интервью то Corriere della Sera, то Washington post. А вскоре после собственного выдвижения под объективами фотоаппаратов встретился с послом США в Анкаре Джеффри Флэйком. Последнему за то, что не умеет держаться в стороне от чужих выборов, Эрдоган закрыл доступ в президентский дворец.

"США вмешиваются в эти выборы. Это уже все знают в этой стране, это заявляет сам президент США. В последние дни мистер Байден активизировал своих людей в Турции", – подчеркнул Сулейман Сойлу, министр внутренних дел Турции.

В контактах только с одной значимой для Турции страной Кемаль Кылычдароглу во время кампании замечен не был. Россию за три дня до выборов он и обвинил в некоем вмешательстве в выборы. Слово, которое и так не воробей, накануне голосования легко становится черным лебедем.

– Складывается впечатление, что вы сейчас соперничаете не с Эрдоганом, а с Путиным. Мы не до конца понимаем эту ситуацию. В чем конкретно вы обвиняете Москву?

- Мы благодарим Россию за реакцию, они говорят, что не будут вмешиваться в наши выборы. У нас нет проблем с русским народом. Но вмешательство в наши внутренние дела я считаю неправильным, – сказал Кемаль Кылычдароглу.

- Что конкретно вы называете вмешательством?

- Вмешательство в избирательную систему в цифровом виде.

Так и не предъявив доказательств, хотя он это публично обещал, кандидат во время рекламы покинул студию.

"Господин Кемаль теперь привязался к России. Он говорит, что Россия вмешивается в выборы в Турции. Пусть тебе будет стыдно! Что ты ответишь, если я скажу так: в выборы в Турции вмешиваются США, Франция, Германия, Великобритания. Я встречался с лидерами западных стран на протяжении 20 лет. Ты не можешь знать их лучше, чем я. Я сидел с ними за одним столом. Они – лжецы", – заявил, в свою очередь, Эрдоган.

За общий стол на последний "саммит демократий", устроенный Вашингтоном для "своих", Анкару, кстати, не пригласили. До этого за излишнюю самостоятельность исключили из программы поставок истребителей F-35, так и не вернув вложенные полтора миллиарда долларов. А на прошлой неделе Пентагон получил от Турции отказ на настойчивые просьбы передать Украине системы С-400. За что западные СМИ не любят Эрдогана, в самой Турции понимают хорошо: "Возможно дело в том, что Эрдоган выдворил МВФ из страны, соблюдал нейтралитет в российско-украинском конфликте? США и ЕС хотят свергнуть каждого лидера, который им не подчиняется. "Мы рекомендуем голосовать за партию Кылычдароглу", — писали они в 2011-м. В 2015-м они вышли с заголовками: "Султан в беде". В 2018-м писали, что "оппозиция чует победу". Но каждый раз Эрдоган побеждал своих противников не только в Турции, но и за границей".

Что вообще Кылычдароглу имел в виду под "монтажом" и "фальшивками", так и осталось загадкой. Но как тут не вспомнить, что к власти в собственной партии кандидат пришел как раз после того, как в Сеть попал то ли снятый, то ли смонтированный ролик интимного характера с его предшественником в главной роли. Византийская сложность связей и прошлых обид – признак местной политики. В редакцию газеты Milli на заре карьеры Реджеп Эрдоган приходил так часто, что его символически записали в сотрудники. Потом партия, которой издание принадлежало, раскололась надвое: половину возглавил Эрдоган, другая теперь в коалиции с его соперником.

"Это исторические, очень важные для Турции выборы. И они же очень напряженные. Слишком громкие обвинения в адрес друг друга звучат от оппонентов. Агрессия политиков переносится на обычных людей. На митингах кидают камни. Есть опасения, что все это продолжится после выборов", – говорит Гекчен Коксал, политический обозреватель Milli Gazete.

До камней дошло в Эрзруме – туда на неделе приезжал агитировать за своего кандидата стамбульский мэр, соратник Кылычдароглу. В Газиантепе днем позже в рекламные плакаты зачем-то принялись стрелять. До драки дошло даже в далеком Амстердаме, где досрочно голосовала диаспора. В случае своей победы оппозиционный кандидат призвал сторонников воздержаться от уличных празднований. А вот про поражение не сказал ничего.

На взводе люди на улицах еще и потому, что цены в Турции бьют рекорды. 13 лет назад Реджеп Эрдоган представил свою программу развития экономики. С тех пор ВВП страны по покупательской способности вырос втрое. Объем торговли – в два раза, занятость – на треть. Но минувший год страна закончила с инфляцией в 80%. В неумелом управлении экономикой, несмотря на выдающийся рывок, оппозиция обвинила президента. За скобками остались американские санкции на турецкие металлы, из-за которых страна потеряла 13% рынков сбыта. И последствия пандемии, что на туристических странах сказались сильнее остальных. Оппозиция в случае победы обещает привлечь 300 миллиардов долларов инвестиций из Лондона. С чего вдруг откроется этот аттракцион неслыханной щедрости, пояснил сам кандидат: "Господин Кылычдароглу заявил, что будет соблюдать решения Запада в отношении санкций против РФ, тем самым оставив Москву в еще большей изоляции".

Помощник Кылычдароглу после сказал, что журналисты что-то перепутали, не упомянув, впрочем, о встречах своего начальника со спецпредставителем ЕС по санкциям Дэвидом О’Салливаном.

"Турция – единственная страна НАТО, не присоединившаяся к санкциям. Из-за этого на нее оказывается огромное давление. Но нужно учитывать наше расположение. В Сирии война, в Ираке война, с греками сложные отношения. Только Черное море было спокойным. И Турции важно быть нейтральной, чтобы оно таким оставалось", – отмечает Рагып Кутай Караджа, профессор Института социальных наук Стамбульского университета Айдын.

Кроме спокойствия от хороших отношений с северным соседом Турция получает вполне материальную пользу. Торговый оборот в прошлом году перевалил за 60 миллиардов долларов. В турецком импорте у России – первое место. Российских туристов за прошлый год здесь побывало больше пяти миллионов.

"Кылычдароглу обещает присоединиться к санкциям Запада. И что получится доказать этим? В чем польза нам? В мае российские туристы должны были традиционно приехать к нам на отдых, но поехали в Дубай, Таиланд и Египет. Все из-за заявлений Кылычдароглу. Кто нам покроет убытки в сфере туризма?" – задается вопросом Мевлют Чавушоглу, министр иностранных дел Турции.

Американцы Флориду на Анталию променяют едва ли. И с этой географией Турции придется смириться независимо от того, кто будет ею руководить.