Тема:

Главные события 14 минут назад

Роковое решение Кылычдароглу


AP

В Турции подвели итоги голосования на президентских и парламентских выборах. Действующему главу государства Реджепу Тайипу Эрдогану не хватило меньше половины процента, чтобы победить в первом туре. По последним данным, он набрал 49,51% голосов. Второй тур назначен на 28 мая. Между тем партия Эрдогана получила большинство мест в парламенте – 322 из 600. Явка была рекордно высокой – более 93% избирателей.

Неопределенность с будущим лидером страны Турция встретила спокойно. У некоторых второй тур и с личными прогнозами сошелся. "Все произошло так, как мы ожидали. 28 мая, если будет воля Всевышнего, Эрдоган добьется победы", – говорят одни. "Мы хотели, чтобы победила оппозиционная коалиция, но все же посмотрим, что будет во втором туре", – отмечают другие.

День тишины обычно назначают перед выборами, а здесь, похоже, и после решили устроить дополнительный. Встретившись с соратниками на митингах накануне ночью, президент Эрдоган и его главный конкурент Кемаль Кылычдароглу на сутки исчезли из информационного поля.

"Я хотел бы поблагодарить каждого из моих сограждан, показавших рекордную явку. Я хотел бы выразить благодарность моим братьям и сестрам, которые отдали предпочтение нам. Победителем, бесспорно, стали наша нация и наша страна независимо от того, что покажут цифры. Мы твердо верим, что будем продолжать служить нашей стране в течение следующих пяти лет", – заявил Эрдоган.

"Эрдоган не получил того результата, которого ожидал. Более 50% населения требуют перемен. Если выборы перейдут во второй тур, мы абсолютно точно победим в нем", – считает Кемаль Кылычдароглу.

Насчет ожиданий – это то, что называется "переобуться в воздухе". О своей неоспоримой победе в первом туре сам Кылычдароглу вместе с соратниками заявляли и до голосования, и по ходу подсчета. На деле вышло иначе. Начав ночь с ужасающих для себя 30%, оппозиционный кандидат только на флажке сумел добрать необходимую для второго тура сумму, так и оставшись заметно позади действующего президента.

"Все эти заявления оппозиции о том, собираются ли они побеждать в первом туре или нет, – просто пустые разговоры. В Турции остро стоит проблема терроризма. Кылычдароглу принял роковое для себя решение, когда заявил, что будет не бороться, а договариваться с террористами. Также прозападная оппозиция настаивала на разрыве отношений с Россией и Азербайджаном", – подчеркивает один из экспертов.

И хотя еще ночью мэры Стамбула и Анкары – правая и левая рука Кылычдароглу – требовали не верить официальным цифрам, никаких серьезных нарушений на выборах так и не нашли.

"Выборы абсолютно прозрачны, нет никаких нарушений, это все фейк-ньюс, которые выдает зарубежная пресса", – сказал наблюдатель на выборах президента Турции от партии Кемаля Кылычдароглу.

Таких наблюдателей оппозиционная коалиция в день выборов отправила по трое к каждой из 200 тысяч урн. Но из Европы, конечно, виднее. "Турция на протяжении как минимум последних десяти лет следовала по пути авторитарной системы. Выборы, возможно, и были свободными, но их нельзя назвать честными", – сказал Михаэль Рот, председатель парламентского комитета Германии по иностранным делам.

Пройти мимо чужого электорального процесса, разумеется, не смогли и в США. Джо Байдену удался самый бесспорный прогноз на продолжение турецкой гонки: "Надеюсь, кто бы ни победил, победит. В этой части мира достаточно проблем".

Американского президента за два дня до голосования Реджеп Эрдоган прямо обвинил в попытке собственного свержения. Со скидкой на яркость предвыборных формулировок звучит не так уж невероятно, если учесть, сколько их западная пресса вложила в пропаганду против Эрдогана. Журналисты особо отличившегося Economist теперь удивляются: как же вышло, что такой медийный ресурс не сработал: "Это был наихудший результат, который оппозиция страны могла себе представить. Претенденты, казалось, готовились к 14 мая с хорошим напором. Но наутро после выборов Кылычдароглу получил только 45%. Это оказалось намного меньше того, чего ожидал сам кандидат".

Третьего участника выборов Синана Огана в статье называют kingmaker, то есть человек, от которого теперь зависит судьба лидера. Своих избирателей, а это 5% голосов, он может подтолкнуть к одному из кандидатов. Но пока Оган молчит, все та же европресса успела сочинить фальшивку. Немецкий Spiegel написал, что Оган выдвинул условия, при которых готов присоединиться к оппозиции.

"Нет, Spiegel в интервью, которое я вам дал, мы не говорили ни о чем другом, кроме того, что я говорил турецкой прессе. Как вы это выдумываете?" – возмутился Синан Оган.

Понятно, что за кого бы ни агитировал Синан Оган, однозначно послушными его выбору будут не все сторонники. А Кемалю Кылычдароглу нужны все. И лучше еще немного сверху.

Для победы во следующем туре Реджепу Эрдогану нужно будет добрать к нынешнему результату полпроцента. Его оппоненту – в десять раз больше. С учетом результатов парламентских выборов, где правящая коалиция взяла абсолютное большинство мест, шансов на смену лидера в Турции мало. Впрочем, у всех заинтересованных сторон есть еще две недели, чтобы что-то поменять.