В Китае говорят: "За деньги можно купить положение, но не уважение, можно купить книгу, но не культуру". Китай, который в последние годы может купить все в этом мире, привез в Россию то, что не продается, - собственную культуру и уважение - и это было красиво.
Россия встречала красотой церемоний. Длинный кортеж председателя КНР сопровождают черные мотоциклы с люльками, а у Кремлевского дворца - почетный кавалерийский эскорт. Это наше новшество - первый раз для первого госвизита нового лидера Китая.
Встреча была изначально обставлена знаками, которыми главы государств то и дело обменивались, всячески ударяя на слово "первый".
"Благодарен Вам за то, что Вы приняли решение свой первый заграничный визит совершить именно в нашу страну. Это наглядно показывает, какое большое внимание Китай и Россия уделяют строительству отношений друг к другу", - сказал, обращаясь к председателю КНР президент России Владимир Путин.
"Вы - первый зарубежный глава государства, с которым я встречаюсь. У меня складывается такое впечатление, что мы с Вами всегда относимся друг к другу с открытой душой. Мы с Вами сходимся характерами и стали хорошими друзьями", - отметил, в свою очередь, Си Цзиньпин.
Российские китаисты скрупулезно подсчитали: Си Цзиньпин, выступая перед разными аудиториями в Москве, подчеркнул, что выбрал Россию для первого госвизита целых восемь раз.
Кстати, "восьмерка" для китайцев - число счастливое и магическое. Но дело не в этом, утверждают эксперты, а в том, что сколько бы мы ни гордились удвоением товарооборота с Китаем за последнюю его пятилетку, 82 миллиарда долларов не идут ни в какое сравнение с товарооборотом Китая с той же Америкой - 400 миллиардов - или Евросоюзом - 500 миллиардов. То есть по заветам прагматичного Дэн Сяопина председатель КНР должен был сначала лететь или в Брюссель, или уж точно в Вашингтон. Но именно для последнего, считают китаеведы, выбор Пекина и повторили восемь раз.
"Мудрость Си Цзиньпина заключается как раз в том, что. дорогие мои американские друзья, не все можно купить и не всех можно купить. Китай развивает торговлю, он считает деньги, но политически Москва ценнее. И вот теперь Обама думает, а что же делать дальше, как быть? Ведь это определенный жесткий жест со стороны Си Цзиньпина", - считает президент Фонда востоковедческих исследований, профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД РФ Сергей Лузянин.
То, что новый лидер Китая жестче двух предшественников, хотя и улыбается постоянно, не случайно. В стране, где ожидает ответа вызов коррупции, спад темпов роста и социальное расслоение, народ ждал человека, который закрутит гайки. Но не станет ли он крутить гайки в мире и стоит ли бояться возрастающей мощи Китая, спрашивают Си Цзиньпина в МГИМО, причем наша студентка Катя на хорошем китайском.
"Иногда из-за незнания, иногда умышленно в мире повторяют, что сильный Китай несет угрозу. За 30 лет политики реформ и открытости мы стали второй экономикой мира и подняли из нищеты 400 миллионов человек. Самое главное - это факты, состоящие в том, что Китай приносит миру реальные ощутимые выгоды. И если бы Китай и дальше оставался слабым и нищим, это было бы настоящей бедой для нашего мира", - уверен председатель КНР.
Сделать Китай богатым за счет нефти и газа, а заодно и самой обогатиться, Россия была готова давно. Но, не договорившись по ценам, Москва ожидала, что Пекин будет вынужден все равно вернуться. Китай, однако, повел себя иначе: он зашел на месторождения Казахстана и Туркмении, заключил контракты на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.
Не удалось Пекину решить лишь одну проблему: до 80% углеводородов и сырья он получает морем, а танкеры из того же Катара идут к нему через узкий Малакский пролив. Случись что, флот США теоретически в считаные часы одним авианосцем может перекрыть этот путь.
"Я не думаю, что так надо говорить: американцы закроют Малакский пролив. Но стратегическая уязвимость перевозки нефти через него, конечно, учитывается китайскими военными", - сказал заместитель руководителя Центра "Россия - Китай", профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД РФ Алексей Воскресенский.
В общем, на этот раз Китай и Россия пошли навстречу друг другу охотно. "Газпром" будет продавать газ по трубе из Якутии, "Роснефть" удвоит сегодняшние объемы нефти и получит гарантии, о которых мечталось.
"Срок действия поставочных контрактов - 25 лет", - заявил председатель правления ОАО НК "Роснефть" Игорь Сечин.
"Многоплановое сотрудничество между Россией и Китаем отвечает коренным интересам наших народов и является нашим осознанным историческим выбором. Мы договорились с председателем КНР сделать все возможное для дальнейшего развития торгово-экономического взаимодействия, гуманитарных и других связей", - заявил Владимир Путин.
А еще - личных связей, которые для китайцев очень важны. Два лидера провели вместе семь часов, посчитал сам председатель КНР - в переговорах, на подписании десятков соглашений, в прогулках по Кремлю, где, Си Цзиньпин, кстати, уже был в 2010 году.
Попав в коридоры Кремля ровно три года назад, Си Цзиньпин тогда обратился с просьбой: покажите мне те настоящие комнаты, где работал Ленин. Я рос в коммунистической семье, объяснил товарищ Си, и отец мне привил уважение к России через Ленина.
Приумножится ли уважение к России через Путина, покажет время, но это будет точно другое уважение, так как между СССР и Россией китайцы явно не ставят знак равенства.
Раньше пели песенку "Сталин - Мао". Будут ли теперь петь песенку "Путин - Си"?
"Я не знаю песню про Сталина и Мао. Но хочу сказать, что наши лидеры сегодня объявили о стратегическом партнерстве. И это важно для нас. Мы считаем Россию и русский народ великими", - отметила заместитель главного редактора газеты "Жэньминь Жибао" Ма Ли.
В Китае, где только на сайт "Жэньминь Жибао" ежедневно заходит 300 миллионов человек, то есть два населения России, все держится на правилах. Например, самый почетный гость за столом должен сидеть напротив хозяина, а следующий по значимости - исключительно по правую руку. Геннадия Зюганова в знак того, как в России уважают коммунистов, спикер Госдумы грамотно отправил к генсеку ЦК КПК.
И еще один знак: Си Цзиньпин стал первым иностранным лидером, которого пригласили в Центр оперативного управления российскими Вооруженными силами. Видимо, такое доверие заслуживает страна, с которой Россия выступает бок о бок на международной арене.
На предстоящем саммите БРИКС Китай и Россия, как ожидается, выскажутся привычно вместе не только по Ирану и Сирии, но и по проблеме, ставшей актуальной недавно, - по Кипру и европейской финансовой политике.




















































































