Сюжет сирийского телевидения о военных учениях. Как раз ВВС и ПВО готовятся отражать атаку истребителей вероятного противника. Диктор рассказывает про надежный воздушный щит родины.
Насколько эффективной была подготовка, военные продемонстрировали 22 июня. Турецкий истребитель Ф-4 был сбит в десяти километрах от сирийского берега. Государственное телевидение показало схему, как и где это произошло.
Истребитель взлетел с базы ВВС Турции в провинции Малатья в десяти километрах от границы с Сирией в пятницу утром, через 90 минут контакт с ним был утерян. Чуть позже сначала ливанское ТВ, а затем и другие СМИ начали передавать в эфир, что Сирия сбила турецкий самолет. Источники лишь не могли сойтись в одном: где сбили - над турецкой или сирийской территорией. В формулировке сирийского генштаба: в воздушном пространстве над сирийскими территориальными водами. До сих пор турецкий генштаб не сообщил цель полета, по умолчанию считается, что он был тренировочным. Ни у кого из военных специалистов не возникает вопрос: правы ли были сирийцы? Ответ однозначный.
"Конечно, они имели на это право. Это их территория. Сирия находится в состоянии войны, все соседи угрожают. Любой генерал и полковник будет сбивать такой самолет" √ полагает ответственный редактор журнала "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин.
Судя по всему военные, когда засекли быстро и низколетящий истребитель - а на экране радара специалист может прочитать, что за цель приближается - военные даже не стали запрашивать, зачем самолет вошел в воздушное пространство страны, не связывались с вышестоящим начальством, выясняя, что делать, а сразу открыли огонь. Ведь самолет мог нести и разведоборудование, и вооружение.
Сразу после инцидента начались поиски пилотов и обломков сбитого истребителя. Причем турецкие и сирийские ВМС поиски ведут вместе. Характерно и другое: в первые часы после инцидента генштабы двух стран вошли в контакт, турецкие военные попросили историю не оглашать. А Сирийский МИД признал, что ее ПВО сбили самолет, и принес извинения. И поначалу казалось, что стороны как-то договорятся. Но потом вдруг турецкий признал, что самолет мог нарушить воздушное пространство, но Турция предпримет некие ответные меры, а премьер Эрдоган на пресс-конференции заявил, что пока не видел точных подтверждений, что Сирия принесла извинения.
Так что не исключено, считают военные аналитики, что все происходящее - не просто такой случайный и досадный пограничный инцидент, а провокация. Цель: вскрыть систему ПВО Сирии перед готовящимся вторжением. Или как минимум перед возможными скорыми натовскими бомбежками.
"Так они действовали в Югославии, в Ливии. Так они действуют и сейчас", - уверен генерал-полковник в запасе, в 1996-2001 гг. - начальник Главного управления международного военного сотрудничества минобороны России Леонид Ивашов.
А в Сирии система ПВО довольно сильная. Почти полностью она укомплектована советской и российской техникой. И почти все специалисты заканчивали наши военные училища. Итак, Сирия располагает комплексами "Панцирь" - более трех десятков, "Бук М1-2" - 20 штук, "Бук М2" - около восьми единиц, ЗРК "Оса" - около 15 единиц. И вот еще - это не ПВО, но страшная головная боль всех потенциальных противников - комплекс "Бастион П", вооруженный противокорабельными ракетами. И главное: все эта боевая техника объединена в единую систему.
А в горах, которых в Сирии немало, найти ее месторасположение нелегко даже современными средствами разведки. Косвенным свидетельством того, что полет турецкого "Фантома" был не таким уж случайным, является информация, которую в первые часы распространяли арабские СМИ о том, что самолетов на самом деле было все же два. Просто другой не залетал в воздушное пространство Сирии.
Сбитый истребитель может быть поводом к войне. Может стать поводом для санкций, может стать причиной разрыва дипотношений. Но как все повернется, зависит не только от позиций Дамаска и Анкары. Турция претендует на лидерство в ближневосточном регионе, Турция - член НАТО и пусть не близкий, но все же союзник США.
"Если турецкое правительство выдержит американский нажим, то ситуация скорее всего будет исчерпана. Если провокацию раскрутят, чтобы обойти Совбез ООН, то война неизбежна", - полагает президент Академии геополитических проблем, профессор, в 1996-2001 гг. - начальник Главного управления международного военного сотрудничества минобороны России Леонид Ивашов.
И без того перегретый регион снова замер в тревоге и напряжении. 26 июня Совет НАТО соберется на специальное заседание.


















































































