Что у нас происходит в сфере образования, красноречиво говорят цифры. Испанских показателей, где 40 процентов безработных (это молодежь), мы еще не достигли, но движемся именно в этом направлении.

Еще четверть века назад система советского образования, если вынести идеологическую составляющую, считалась одной из лучших. У руля стоял бессменный Вячеслав Елютин. Вечный министр. С 1954 по 1985 год. Более 30 лет. Вот кадры встречи с американскими студентами. Министр отвечает на вопрос об общем уровне образования в стране Советов.

"У нас высшие учебные заведения московские и сибирские, и в республиках наших работают более-менее по одним и тем же планам. Конечно, с некоторыми особенностями, изменениями для каждого учебного заведения, но уровень знаний, объем преподавания один и тот же", - говорил в 1958 году министр высшего образования СССР Вячеслав Елютин.

Свои стандарты Советский Союз распространил на полмира. Тогда нам было, что предложить. Эфиопия, строительство института в Бирме. Десятки проектов. Еще в 1991-м, каков запас прочности, ЮНЕСКО ставило наше образование на третье место. Сейчас мы опустились на 29-е.

Вот не такой уж и далекий 1973 год. Министр Елютин в Кремле на всесоюзном совещании о перспективах и количественных показателях.

"Выступая с докладом, министр высшего и среднего специального образования СССР Елютин отметил, что в пятой пятилетке ВУЗы страны окончат около трех с половиной миллионов студентов", - говорится в хронике 1973 года.

Это во всем Советском Союзе. Вот статистический сборник "Народное хозяйство РСФСР в 1987 году". На начало перестройки (1985-1986 гг.) в тогдашней России было 502 вуза и почти три миллиона студентов. В отдельной сноске говорится, что главная задача: "поднять престижность инженерного труда и кардинально улучшить использование специалистов на производстве".

А это данные за 2011 год: людей стало меньше, а студентов в несколько раз больше - 7 миллионов 400 тысяч. Вузов - 1114 против 502 в РСФСР. Более чем в два раза. В институты поступает до 90 процентов всех школьников. В советские годы в лучшем случае - 30 процентов. Наблюдается и серьезнейший перекос: образование не отвечает потребностям экономики. Если еще в середине 80-х говорится об инженерах и производстве, как сейчас в США, Германии или Франции, то у нас почти половина всех выпускников специализируется на общественных науках, предпринимательстве и праве. И это одна из самых тревожных тенденций. Так называемая отложенная безработица. Государство, не создавая правильных ориентиров, само закладывает мину замедленного действия, накапливая критическую массу никому не нужных людей.