Восьмидесятилетний Морис Ривз с трудом сдерживает себя, когда показывает, что осталось от семейного дела, которое на этом месте основал его прадед в 1867 году. Даже улица здесь названа их именем. Но в августе этого года во время беспорядков в Лондоне мебельный магазин Ривза сожгли.
"Этот магазин пережил Первую мировую войну, депрессию 30-х годов, Вторую мировую войну. И вот кто-то берет, поджигает, и все это исчезает", - жалуется владелец мебельного магазина "Дом Ривза" Морис Ривз.
Этим летом коренные лондонцы, такие как Морис Ривз, неожиданно для себя оказались в новой реальности. Бесчинствующие агрессивные толпы, в основном, молодых людей вышли на улицу, грабили магазины, жгли дома, забрасывали полицейских камнями.
Это нашествие зародилось в тех кварталах Лондона, куда туристов обычно не отправляют. Уличная преступность. Наркотики.
"Я думаю, что безработица и какая-то безысходность - возможно, главные причины того, что произошло в Великобритании", - считает депутат парламента от избирательного округа Тоттенхэм Дэвид Лэмми.
Волну насилия, которая захлестнула Англию, спровоцировали именно события в Тоттенхэме. Беспорядки в Лондоне начались после того, как на этом месте четвертого августа полиция застрелила молодого темнокожего человека, которого подозревали в торговле наркотиками и хранении оружия. Обстоятельства гибели Марка Даггана расследуются до сих пор, но тогда реакция была мгновенной.
Мародеры сбивались в стаи, договариваясь друг с другом через социальные сети "Твиттер" и "Фейсбук". Полиция не успевала за ними. Второй по величине город Англии - Манчестер - почти 12 часов находился в руках разнузданной толпы.
Многие из тех, кто громил витрины, даже не скрывали свои лица. Это был какой-то криминальный разгул. На этих кадрах видно, как один из погромщиков стреляет в полицейский вертолет.
Кристиан Гай - один из авторов доклада о молодежной преступности в Великобритании. Он утверждает, что число членов уличных банд в этой стране растет со скоростью восемь процентов в год. Питательная среда - это районы, где подавляющее большинство населения живут в так называемых социальных домах. Государство здесь не только предоставляет дешевое жилье, но и выплачивает всевозможные пособия, которые позволяют не обременять себя тяжелым трудом.
"У нас два миллиона детей живут в семьях, где никто не работает. Эти молодые люди никогда не видели, чтобы кто-то из их близких трудился. И они растут с тем, что их будущее - это такая же жизнь на пособие", - рассказывает эксперт лондонского центра социальной справедливости Кристиан Гай.
Огромный приток мигрантов, разница в менталитете, религиозных убеждениях и образе жизни. Все это создает гремучую смесь противоречий. Количество недовольных растет.
"У нас слишком либеральная страна. Мы им всем помогаем. Да, я могу их понять. У нас тоже были тяжелые времена, когда мои родители бедствовали. Это было после войны. Так что я знаю и эту сторону жизни. Но мы не шли кого-то грабить, жечь. Мы оставались честными людьми", - говорит Морис Ривз.
Морис Ривз, как и большинство пострадавших, сейчас требует справедливого возмездия. Одна из радикальных идей - это не просто посадить в тюрьму всех участников беспорядков, но еще и лишить их пособий, отобрать социальное жилье.
"Лучше бы этих людей заставить восстанавливать то, что они разрушили: магазины, дома. Чтобы они таким образом искупили свою вину. Это дало бы намного лучший результат, чем еще раз от них отвернуться и толкнуть к новым преступлениям", - предлагает Дэвид Лэмми.
Британская полиция сейчас выложила в интернет видеозаписи камер наружного наблюдения, чтобы все желающие могли помочь следствию, опознав участников беспорядков. Всего в погромах участвовало около 30 тысяч человек. Здесь обещают найти и наказать каждого.
Через год в Лондоне Олимпиада, полиции предписано с максимальной жесткостью пресекать любой произвол. Желающих погромить достаточно. Год назад разъяренные студенты крушили штаб-квартиру правящей партии. Этой весной центр Лондона захватывали анархисты-радикалы.
"Это все может повториться. Почему я так думаю? Да потому что такие дела у нас сейчас в стране. Все эти политики, депутаты, я в этом ничего не понимаю. Но уж поверьте мне", - говорит житель Лондона.






















































































