Шесть дней Патриарха. День первый. Из Москвы в Абакан. Четыре тысячи километров. Разница во времени - четыре часа.
Хакасия. 15 лет назад число прихожан стало расти здесь так стремительно, что для молитв православных приспосабливали бывшие магазины, а то и заброшенные склады. А 40 лет назад одна церковь от другой могла находиться в трех днях пути.
"Несмотря на подвиги людей, на жертвы, мы не построили того общества, которое хотели построить. И не могли построить без Бога", - объясняет Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
День второй. В Москве шесть утра, в Абакане - десять. Патриарх Кирилл освящает собор Константина и Елены. Это самый центр города. И это - самый большой храм столицы Хакасии. Люди внутри храма и вокруг него. Все хотят дотянуться до Патриарха. Патриарх хочет дотянуться до всех.
Пять вечера местного времени. Вертолет Патриарха летит к Саяно-Шушенской ГЭС. У часовни рядом с плотиной зажигают поминальные свечи родственники тех, кто погиб здесь два года назад.
"Когда в православной церкви отпевают усопших, то не облачают на себя черные траурные одежды. Священнослужители облачают белые. Потому что мы не верим в смерть. Мы верим в бессмертие", - говорит Патриарх Кирилл.
Молитва, проповедь и Патриарх идет на станцию. Машинный зал, восстановленный после катастрофы. А потом - гребень плотины. Место, где захватывает дух. Жизнь продолжается, что бы ни случилось.
День третий. В Москве пять утра. В Туве - девять. Патриарх прилетает в город Кызыл. В Воскресенском кафедральном соборе не только православные. На обряд освящения приходят посмотреть буддисты. В Москве еще полдень, когда Патриарх прилетает в Магадан.
Здесь восемь вечера и главные дела уже завтра. Четвертый день Патриарха. Освящается Троицкий кафедральный собор. Здесь, на Колымской земле, куда ссылались те, кто смел думать иначе, чем велела большевистская власть.
Русская Голгофа. Для Патриарха это не только символ. Это часть истории его семьи.
"Ссылались все, кто не отрекся от Бога. Мне рассказывал об этом отец", - рассказывает Патриарх Кирилл.
"Аксиос" - значит "достоин". С этими словами с благословения Патриарха вступает в свои права новый архиерей. С этими словами появляются и новые епархии.
"В советское время Иркутская епархия распространялась на весь Дальний Восток. Иркутский архиерей управлял всей Камчаткой, Чукоткой, Магаданом, Хабаровском и так далее... И на территории всей этой гигантской епархии было всего около 20 приходов. Создание новых епархий - это будет расширение пространства. Это будет как бы новый глоток воздуха. Мы должны сменить костюм, потому что мы выросли. Это сразу усиление интеллектуальной силы, это активизация всей церковной жизни", - рассказывает Патриарх Кирилл.
День пятый. Из Магадана в Иркутск. Пятичасовой перелет. Служба в Знаменском женском монастыре. В короткую паузу между делами мы успеваем поговорить с Патриархом.
"Дальний Восток - это то место, к которому должно быть приковано внимание власти, общественности. В каком-то смысле Дальний Восток и Восточная Сибирь - это те регионы, от которых во многом будет зависеть благополучие России в будущем. И не потому, что здесь несметные сокровища и огромные территории. А потому, что даже геополитически это место имеет совершенно особое значение. Дай Бог, чтобы здесь жило больше людей", говорит Патриарх Кирилл.
Шестой день. В Москве четыре утра. В Иркутске девять. Патриарх служит литургию в Богоявленском соборе. И благословляет еще одного нового епископа. Еще одной епархией на необъятной территории Российского востока станет больше.
Из Иркутска в Москву. Лететь шесть часов. Мы спросили Патриарха, в чем для него главный смысл этой поездки длиной в 17 тысяч километров и восемь часовых поясов. Его ответ: "чтобы люди чувствовали себя народом".














































































