Чтобы снимать дикого северного оленя, фотохудожнику пришлось спроектировать и построить настоящий тримаран. Это плавучий дом, здесь есть все необходимое. Можно прожить месяц-два вдали от цивилизации: заряжать аппаратуру, копировать видео. Иначе хороших снимков не сделаешь. Фотоохота на оленя продолжается уже 10 лет.
Михаил Вершинин, фотохудожник:
"Точку я нахожу уже после того, как я вижу, где он идет, как он идет? Маскируюсь в этой точке, наблюдаю, снимаю. Понять, где он проходит – очень сложно, и когда он проходит. Каждый год по-разному идет".
За годы съемок Михаил Вершинин может читать лекции о повадках северного оленя. Между группами, которые переправляются через реку и идут дальше – всегда есть какая-то незримая связь. Иначе как объяснить тот факт: если одно стадо чем-то напугано – олени убежали. Следующие животные в этом месте уже не поплывут.
Ученые фиксируют: время миграции меняется, виной тому глобальное потепление, колебания температуры особенно чувствуются за полярным кругом. Фотохудожник подтверждает, в этом году действительно было ощущение, что олени пошли раньше. Они не успели набрать вес, с берега казалось, даже взрослые животные – слишком слабые, что уж говорить о телятах.
Во время большого перехода на Таймыр олени практически не останавливаются. Выйдя из реки, на ходу щипаю траву-деревья и бегут дальше. Телята часто отбиваются от матерей как раз во время переправы. Увидев, что ребенка рядом нет – мать не идет со всеми. Несколько таких оленей – матерей-одиночек объединяются и будут долго ходить вдоль реки – искать.
Михаил Вершинин, фотохудожник:
"На моих глазах теленок, который остался без мамки, он около суток бегал вокруг моей засидки, кричал, искал мамку. И через сутки они нашлись. Плавают то в эту сторону, то в другую, потому что не могут понять, где они потеряли малышей? Если на воде потерялись, она не поймет: то ли он переплыл, то ли нет. А если утонул, она все равно его ищет. Вот они, бывает, по 2-3 раза плавают – на моих глазах".
В редких случаях на переправе помогают местные жители. Если плывет теленок и над водой показалась его задняя часть, значит минуты его уже сочтены. Рыбаки это знают, иногда вытаскивают обессиленных малышей из воды.
Слабых детенышей спокойно оставляют на берегу, у теленка нет сил даже встать на ноги. Михаил Вершинин пытается накормить спасенного, чтобы поддержит силы.
Пик миграции – это 4-5 дней. Главная опасность для животных – браконьеры. Беззащитных оленей они ждут как раз у воды.
Михаил Вершинин, фотохудожник:
"У них тактика какая у охотника, он стреляет заднюю важенку, потом переднюю, все. Они теряются, вот так крутятся вот здесь, и он ложит все стадо".
Еще одна опасность – собаки. По ощущениям фотохудожника, с каждым годом их становится все больше.
Итогом экспедиции стала подборка фотографий – не только северный олень, но и пейзажи. Арктика – край земли. Как выглядят реки за полярным кругом с высоты птичьего полета можно рассмотреть благодаря современной фото и видео технике.
Когда-нибудь эти снимки станут основой для фотовыставки – дикий мир Красноярского края глазами фотохудожника.















































































