В аэропортах России в последнее время участились конфликты, связанные с провозом ручной клади. Так, одна из пассажирок рейса Сочи – Санкт-Петербург была снята с борта за попытку пронести в салон несколько сумок вместо установленной нормы. В некоторых случаях пассажиров не пускают в салон с ручной кладью, которая полностью соответствует требованиям авиакомпании, объясняя это отсутствием свободного места на полках.
Эксперты отмечают, что подобные ситуации являются нарушением правил перевозки. При соответствии габаритов и веса ручной клади установленным требованиям, перевозчик обязан предоставить пассажиру возможность разместить ее в салоне. Однако на практике никакой ответственности за подобные нарушения авиакомпании и их сотрудники не несут.
Проблемы усугубляются недостаточным контролем на всех этапах: от регистрации и досмотра до непосредственно посадки. Некоторые пассажиры проносят в самолет более крупный багаж, чем разрешено правилами, рассчитывая на невнимательность персонала. В результате тем, кто следует установленным требованиям, может не хватить места для ручной клади.
Представители авиаотрасли отмечают, что часть пространства в салоне может использоваться не только на полках, но и под креслами, однако в условиях перенагруженности это не всегда решает проблему.
В Минтрансе рассматривается вопрос ужесточения контроля и введения ответственности за нарушение правил провоза ручной клади. Ожидается, что эти меры позволят выявлять нарушения до посадки и мотивируют пассажиров заранее проверять габариты своего багажа, чтобы избежать неудобств и конфликтов во время путешествий.