"Известия": до трети таксопарков в крупных городах могут уйти с рынка


GLP

Читать Вести в MAX
До трети таксопарков в крупных городах России могут прекратить свою деятельность, что приведет к росту цен на услуги такси.

Об этом "Известиям" сообщили представители компаний-перевозчиков, ссылаясь на низкую окупаемость бизнеса, высокие лизинговые ставки и общую экономическую ситуацию.

Уже в течение года, по оценкам экспертов, до 20% таксопарков могут уйти с рынка, а к концу 2026 года эта цифра может увеличиться еще на 10%. Основная причина – невозможность обновления автопарка при действующей ключевой ставке ЦБ.

По данным таксопарка "Шоколад", ситуацию усугубляют изменения в налоговом законодательстве, запланированные на 2025 год, которые приведут к увеличению налоговых расходов на 7% от выручки. Кроме того, ужесточение регулирования в отрасли приводит к сокращению числа водителей: с 2022 по 2023 год рынок потерял до 20% кадров, а к середине 2026 года прогнозируется дополнительный отток на 10%.

Перевозчики отмечают резкое сокращение закупок новой техники. Мелкие и средние таксопарки не могут позволить себе обновлять автопарк и вскоре столкнутся с увеличением расходов на поддержание старых машин в рабочем состоянии. Существующие ставки лизинга делают экономику такси на автомобилях с четырехлетним периодом эксплуатации убыточной, и эта ситуация сохранится до тех пор, пока ключевая ставка не снизится хотя бы до 13%.

"Парки перестали обновлять транспорт и вынуждены продлевать срок службы авто до шести лет и более", – подчеркивают в "Шоколаде".

Помимо высокой стоимости лизинга, на рынок влияет и низкая рентабельность новых китайских автомобилей. В то время как популярные ранее Hyundai, Kia, Skoda, Volkswagen и Toyota окупались за три года и служили четыре-пять лет, китайские и отечественные аналоги работают около 1,5 лет и требуют дорогостоящего ремонта трансмиссии еще до истечения лизинговых сроков.

В середине 2025 года старые машины с пробегом свыше 400 тысяч километров уже не смогут выдерживать нагрузки в такси, что потребует массового обновления техники. При текущих ставках лизинга рентабельность упадет до 5–6%, что сделает закрытие бизнеса и размещение капитала на депозите в банках более выгодным решением для перевозчиков.

По данным "Газпромбанк Автолизинг" и маркетингового агентства НАПИ, по итогам января–апреля 2025 года рынок лизинга новых автомобилей снизился на 44,8%.

Масштабное обновление автопарков такси станет возможным только при условии снижения ключевой ставки ЦБ и смягчения кредитно-денежной политики. Сроки обновления также зависят от стоимости машин, которая в среднем составляет 3,62 миллиона рублей за иномарку и 1,56 миллиона рублей за отечественную.

Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова отметила, что средний возраст автомобилей в Москве составляет около 3,5 года, а в регионах – около пяти-шести лет. Она подчеркнула, что старение автопарков приведет к усилению "серого" сектора, поскольку часть водителей может уйти в тень.

Эксперты призывают к разработке специальных программ лизинга с господдержкой и созданию таксомоторных версий автомобилей, ориентированных на ресурс, например Lada с классическим "автоматом". По мнению Василия Баранова из Multi taxi, это позволит избежать негативного сценария в 2025 году.

Ранее главный реактор журнала "За рулем" Максим Кадаков в эфире радио "Вести ФМ" заявил, что водителям потребуется до 290 миллиардов рублей для обновления автопарка такси по всей стране, до 50 тысяч водителей будут вынуждены уйти из отрасли. По его словам, на текущий момент только 20% машин в таксопарках подходят под критерии локализации.