Съемочная группа едет по "танковой" грунтовке – проложена эта дорога специально для гусеничной техники. Пейзажи вокруг довольно безмятежные, но это очень обманчиво. Как правило, это минные поля, и дорога саперами проложена прямо сквозь них.
"Танковая" дорога приводит журналистов к парням-танкистам из батальона 102-й бригады 8-й армии в составе группировки войск "Центр". Они грузят снаряды в УАЗ-кабриолет, их повезут дальше – на "передок". Вся логистика сейчас выстроена по принципу "чем меньше машина, тем лучше".
– Воздух там жужжит? – спрашивает корреспондент.
– Жужжит, звенит. В основном обнаруживают ПВНчики, потому что в машине не особо слышно. Прибор у меня есть "Булат-4", который позволяет обнаруживать FPV-дроны, DJI, Autel. Но он, к сожалению, бесполезен, когда дроны на оптоволокне, – объясняет старшина танковой роты Алексей Савин.
УАЗик отправляется в свое путешествие со снарядами. И также снаряды загружают в танк – экипаж готовится к выезду на боевую работу.
На башне танка Т-72 установлена металлическая конструкция, на ней закреплены металлические же буксировочные тросы, которые расплетаются в районе козырька, образуя своеобразную металлическую "челку". Сделано это по периметру всей башни. Конструкция очень гибкая, она не мешает башне вращаться, не мешает двигаться пушке и абсолютно точно защищает от дронов. Называется получившееся сооружение "пальма".
– Основная работа заключается в стрельбе с закрытой огневой позиции. Но когда необходима поддержка штурмовых групп, наши экипажи выезжают, то есть выполняют задачи по своему прямому предназначению, – отмечает начальник штаба танкового батальона Виталий Трунтаев.
– Прямой наводкой? – уточняет журналист.
– Да, прямой наводкой, – подтверждает военнослужащий.
"Там бывали такие случаи, что даже подкатывались к врагу на 30-40 метров, потому что вплотную прям работали", – рассказывает командир танка Александр Ростовцев.
Фронт неумолимо катится на запад в зоне ответственности группировки войск "Центр". Главным недавним событием стало освобождение российскими войсками Дачного. Это первый населенный пункт на этом направлении, который располагается в Днепропетровской области. Боевые действия там только начались. Как это было, рассказывают штурмовики 114-й бригады.
– Броском метров 200 запрыгнули в первые дома. Нам Боженька помог очень: сильно непогода пошла, дождик то есть. Это было максимально скрытно. А потом через первые дома уже началось развертывание наступления, – говорит командир роты Игорь Пазуха.
– Сюрприз удался? – задает вопрос корреспондент.
– Сюрприз удался, конечно, они не ожидали нас. Враг хитер, но мы хитрее, – с удовлетворением отмечает боец.
– Воздух Днепропетровщины, какой он? Сразу почувствовали: другой? – интересуется журналист.
– Другой, да, – соглашается командир другой роты Артур Асхадуллин.
– Что там в нем витает?
– Победа, наша победа, – отвечает военнослужащий с улыбкой.
В полуокружение замыкается Красноармейск – тут давят танкисты 74-й бригады.
Стрельба сейчас ведется в направлении города Красноармейск и его окраин. Расстояние до цели по меркам нынешней войны совсем небольшое – всего 8 километров. Конечно же, есть риск того, что противник может засечь эту точку. Поэтому стрельба с закрытых огневых позиций – это отдельный вид искусства.
С командиром танка журналисты разговорились: в прошлом он госавтоинспектор, и что называется "в предыдущей жизни" дежурил на дороге.
– Рука ищет полосатый жезл? – спрашивает корреспондент.
– Нет, руки тут заняты совершенно другим, так что времени думать об этом совершенно никакого нету. <…> Нам больше лежит по душе выезд напрямую. Это опаснее, это адреналин, всплеск, это эмоции, которых не хватает, это ты участвуешь непосредственно в бою, видишь противника и от этого интереснее, – отвечает командир танкового взвода Владимир Овчаров.
"Машина русской армии" набрала уверенный темп продвижения, и противопоставить этому, по крайней мере здесь, противник сейчас вряд ли что-то способен.