Граница Курской и Сумской области. Ожидаем группу, которая вела разведку две недели. Когда ее обнаружили, отразила три атаки и сумела выйти назад.
Только светает – небо наполняется коптерами.
- Слышно, как летит что-то. Видно? Что-то я не вижу.
Вот и разведгруппа.
- Все, на точку, на точку поехали!
- Есть.
Четверо – один легко ранен, остальные целы. Куча трофейного оружия.
- Всех забрали!
Вот их работа: выйти вперед, маскироваться, наблюдать, передавать координаты авиации и артиллерии, наводить на противника коптеры. Квадроциклы на передовой – это основной транспорт.
Едет большая колонна – так здесь перемещаются. У этой разведгруппы уже не первый выход.
- Так. Ну, здорово, братцы!
- Здравия желаю, товарищ командир! Боевая задача выполнена!
- Я знаю. Красавчики!
"Так, что хочу сказать, парни. Искренне, искренне доволен и рад, что с вами служу. Огромное спасибо за выполненную задачу. Действительно, задача была очень сложная и вы ее выполнили. Слава Богу, все живые, – говорит командир. – Вам отдельное спасибо! Кто вытаскивал, ты? И Муля".
"Все товарищи, которые здесь находятся, мои разведчики – они приходят сюда по желанию. Они знают, куда они приходят. У нас нет такого, чтобы кто-то был случайный пассажир в моем подразделении. Здесь все те люди, которые действительно хотят здесь служить", – рассказывает Галек – офицер разведки 83-й бригады ВДВ группировки "Север".
- А как их собрать в одну ячейку?
- Здесь мы уже на занятиях слаживание производим, понимаем, кто может лучше стрелять, кто может лучше метать гранату, кто может лучше ходить. Исходя из всех этих данных, мы формируем группу.
Эти разведчики готовятся к первому боевому заданию: стрельба, тактика, марш-броски. Это Паша, отец четверых детей и плюс четверо приемных, доброволец. Он опытный разведчик, чистит пулемет нового образца. Командующий ВДВ сам следит за поставками десантникам новейшего оружия.
- А это ж, Паша, твой?
"Да. Это пулемет новый", – говорит боец разведки 83-й бригады ВДВ группировки "Север" – позывной Пахан.
- Слушай, ну ты можешь рассказать, что это вообще?
- По сути, нормальный пулемет для штурма. Не тяжелый. Облегченный.
- В обслуживании он попроще или потяжелее?
- В обслуживании, я думаю, попроще. Сейчас проверим.
- А ты его только получил что ли?
- Только получил. Сегодня первая его стрельба была.
- Смотри он не загазован.
- Сколько было произведено – около 600 выстрелов?
- 700 где-то.
"Мы проходим по "открытке" ЛЭП. Заходим немножко ниже точки. Вы закрепляетесь. Держитесь. Ждете нас с Пискуном. Мы до вас доходим, накатываем, устраняем, зачищаем, собираем разведданные, все, что можно", – дает указания инструктор.
"На каком этапе вам необходимо будет затормозиться, либо вы сможете всю эту "открытку" преодолеть сразу бегом. Если нет – вы должны оставить в себе силы для того, чтобы в случае [прилета дрона] FPV противника, либо DJI Mavic противника со сбросом вы могли отвоевать и поразить его", – объясняет Галек.
Пока командир не убедится, что группа к выходу на разведку готова, он ее никуда не пошлет. Маршрут заучивается на карте, все возможные ситуации разбираются по деталям до выхода, после возвращения разбираются все ошибки и удачи.
- В принципе, не так тяжело и дышится.
- Лучшая работа в мире!
"Планка у подразделения очень высокая, и я всегда об этом говорю, – рассказывает Галек. – Приходит новое пополнение, мы разговариваем, мы говорим, каких результатов и успехов добивается подразделение, что есть у нас представленный к Герою Российской Федерации военнослужащий тот или иной. Что военнослужащие – 90 процентов – награждены орденами Мужества и не по одному – по два некоторые. Выполнили такие-то, такие-то задачи. Это мотивирует их эту планку не опустить, а только поднимать и поддерживать".
- Кофеечек добавляем.
- Миш, так он же на сердце действует?
- Для этого и тренируем это сердце, чтобы оно действовало так, как надо.
- А сахар же разведчику запрещен?
- Почему это? Сахар очень сильно стимулирует мозговую деятельность. И гормон счастья небольшой. Мы все такие в военное время находимся в зоне боевых действий, и кусочек счастья нам нужен.
Ближе к линии фронта тоже снабжение полное. Склады провизии в разных пунктах, чтобы можно было быстро перебросить то, чего кому-то недостает.
Здесь много рек – то есть, водных преград. Не всякую легко перейти, переправа ценится и сразу восстанавливается после ударов ВСУ. Броневик тоже приходит по своему скользящему графику. Здесь ждать и опаздывать порой смерти подобно: украинский коптер разбил машину перед нашим приходом.
Во время афганской войны если группа захватывала трофейное оружие, ее обязательно награждали. У разведчиков это обыденность.
Акула без каски, потому что в каску попал коптер – вчера буквально. Это Паша, пулеметчик. Боевая бронированная машина называется "Спартак" – очень удобная, кстати.
Фронт бурлит. Все находится в движении. Это особенно заметно здесь – на Сумском направлении.