Путину в Самаре показали перспективные разработки российских двигателей

Читать Вести в MAX
Вечером в пятницу президент Путин прибыл в Самару, где на площадке предприятия "ОДК-Кузнецов" провёл совещание по вопросам двигателестроения. Для России – вопрос стратегический. Двигатели нужны как в оборонной отрасли, так и на гражданке. И с этим вызовом российские специалисты успешно справляются.

Когда в 22:30 Aurus президента въезжал прямо под крышу цеха ОДК-Кузнецов в Самаре, во Владивостоке, откуда прибыл Владимир Путин, было уже 4:30 утра следующего дня. Бесконечный рабочий день главы государства соединил эти отдаленные части страны.

В цехе одного из ведущих двигателестроительных предприятий собрали перспективные разработки, о которых Путину часто докладывают на совещаниях. В двигателе ПД-35 лопатка выполнена из композитных материалов, их использование облегчает вес установки аж на 400 килограммов.

– Сегодня был поднят первый серийный самолёт двигателем ПД-8, – сказали президенту в цехе.

– Да? – поинтересовался Путин.

– Да. На нём уже доводится часть сертификационных испытаний. Соответствующий двигатель находится в активной части сертификации, – ответили президенту.

Несколько лет назад была поставлена задача обеспечить технологический суверенитет, заместить импортные самолеты и вертолеты, производители которых примкнули к антироссийским санкциям и попыткам нанести нашей стране урон. Вот промежуточные итоги работы, проделанной российскими конструкторами и инженерами.

"Сделано действительно очень много. Просто здорово. Как в советское время, так и сегодня Россия входит в пятерку мировых лидеров по разработке и выпуску авиационных и ракетных двигателей. Только за последние четыре года количество поставленных авиадвигателей увеличилось более чем на 50%. В этом году завершено импортозамещение двигателей на вертолетах Ансат и самолетах Sukhoi Superjet 100. Там установлены, соответственно, новейшие газотурбинные двигатели ВК-650В и турбореактивный двигатель ПД-8, который соответствует лучшим мировым стандартам", – сказал президент.

ПД-8 поднимает в небо и среднемагистральный пассажирский Sukhoi Superjet, и амфибию Бе-200, которая тушит лесные пожары.

ПД-14 – двигатель, который ставят на отечественный лайнер МС-21.

О стадии его внедрения мы спросили у главы Ростеха Сергея Чемезова.

- А это ПД-14. Вот этот самолет для МС-21, – заявил Чемезов.

- Он уже летает? – поинтересовался корреспондент.

- Да. Сейчас идет уже сертификационное испытание тоже в составе самолета, – указал Чемезов.

И важная новость – в следующем году, пояснил нам Сергей Чемезов, планируется уже серийный выпуск четырех лайнеров с новым двигателем.

– Ну сейчас вот уже много говорят о том, что хотят вернуться производители западные", – сказал корреспондент.

– Ну, я боюсь, как бы уже не поздно было возвращаться-то, – заявил в ответ Чемезов.

– А потом ведь они опять могут так же нехорошо поступить в будущем? – отметил корреспондент.

– Конечно. А зачем? Поэтому…, ну, у нас ведь в истории уже была ситуация, когда мы делали свои самолеты, и делали только свои двигатели. И летали на них, – сказал Чемезов.

Импортозамещение легких вертолетов – в завершающей фазе.

"Надеемся в этом месяце поднять ещё и Ми-34, ну и Ка-226. По сути мы заменили этим двигателем и французский, и английский аналог", – рассказал собеседник Путина на предприятии.

Особая тема – космос. Тут Россия традиционный лидер. Без особых сюрпризов – как выводил на орбиту, так и выводит. Надежный двигатель, созданный в середине прошлого века, прошедший, конечно, множество модернизаций. И все равно принято считать, что все тот же легендарный.

В 54 году начинают разрабатывать двигатель, который будет ответственен за прорыв человечества в космос. Двигатель РД107 и основанный на нем РД108 к этому моменту вывели на орбиту под 2 тысячи ракет-носителей, в том числе с первым искусственным спутником и первым в истории космонавтом. При том, что создавался двигатель для первой межконтинентальной баллистической ракеты. Так что это классический пример того, как советский ВПК послужил локомотивом для научно-технического рывка.

И сейчас так же. Поэтому в Самаре за одним столом – начальник генштаба Герасимов и глава Роскосмоса Баканов, который рассказал Путину, что еще 600 космических двигателей выпустят в ближайшие 7 лет.

"Необходимо оперативно завершить разработку и начинать серийный выпуск турбореактивного двигателя ПД-26. Это, напомню, первый авиадвигатель большой тяги, разработанный в России. Реализация этого проекта позволит нам модернизировать не только военно-транспортную авиацию, но и откроет перспективы для строительства широкофюзеляжного гражданского лайнера нового поколения", – заявил Путин.

– На днях Дональд Трамп заявил, что США обогнали Россию и Китай в космосе. Еще недавно отставали, но теперь обогнали. Как Вы заявление оцениваете? – поинтересовался корреспондент.

– Ну, вы понимаете, смотря в чем. Если с точки зрения МКС, то мы вровень, понимаете. Паритет в данном направлении. С точки зрения количества спутников, здесь, как я сказал уже, нужно честно признаться, мы упустили немного тот темп, который набрали Соединенные Штаты и Индия, – сказал Мантуров.

– Но мы планируем этот темп нарастить? – задал вопрос корреспондент.

– Мы сейчас будем двигаться за счет собственных, вы уже видите, интенсивные запуски идут практически раз в неделю, раз в две недели, – отметил Мантуров.

В свете подписанного в Китае меморандума о строительстве второй "Силы Сибири" актуально как никогда еще одно направление – газотурбинные двигатели. И вот – абсолютно инновационный и мощнейший на 32 мегаватта.

"С учётом наших больших планов по газификации регионов по новым экспортным маршрутам, включая проект "Сила Сибири-2", это крайне важная тема", – указал президент.

Путин много времени провел в цехе осматривая двигатели, их начинку, еще не спрятанную под обшивкой. В том числе и те, что он сам тестирует в постоянном режиме.

Президенту показывают двигатель ПС90, на котором летает борт номер 1.

Президентский ИЛ-96 преодолел только за последние дни порядка 15 тысяч километров.