Евгений Ткачук: "Главным было найти Ленина-человека. Ленина-вождя, Ленина-оратора мы все знаем, многие артисты играли его и на сцене, и в кино"

Читать Вести в MAX

Как рассказывает кастинг-директор киноромана "Хроники русской революции" Дарья Кожарская, на роль Ленина шли очень долгие поиски: "Сначала мы шли по пути портретного сходства, отсмотрели много актеров по фотографиям, из разных городов, не только из России. Но на этапе проб, даже при том, что художники по гриму очень старались как-то помочь портретным гримом, стало понятно, что эта история не работает, образ не становился живым. А потом Андрей Сергеевич Кончаловский дал нам такие комментарии, которые заставили нас посмотреть на Ленина как на живого человека. И что это должна быть такая личность, актер с такой энергией, который на самом деле сможет повести за собой толпу. И когда мы уже стали идти от его темперамента, от его характера, то родилась идея пригласить Евгения Ткачука. В Жене такая энергия есть!". Актер рассказал в интервью, как шла подготовка к роли и в чем главная сила Владимира Ильича.

Евгений, у вас получилось поразительное, на мой взгляд, вхождение в образ – эта мелкая моторика, мимика, дерганая голова, отрывистая речь. Как вам это удалось?

- Ну как? Поработали над образом со всех сторон, касались мышления, в первую очередь. Плюс работа с педагогом по речи Ириной Автушенко и по пластике с хореографом Рамуне Ходаркайте. Это серьезный подход, Андрей Сергеевич требовал, чтобы каждый артист прошел такой подготовительный этап. Конечно, грандиозная, мне кажется, работа гримеров! Ирина Илларионова – удивительный художник по гриму, которая, встретив меня в коридоре "Ленфильма", и предложила попробоваться. Собственно, с ее подачи меня и позвали на пробы, чему я тоже отдельно благодарен. И пошла эта цепная реакция: грим, пробы, утверждение, съемки.

Наверное, одной из задач во время работы над образом было не перекарикатурить?

- Для меня это была самая главная опасность. Ввиду этого я отказывался от каких-то других предложений сыграть Владимира Ильича, ждал возможности найти ту картину, где можно будет серьезно поработать, а не погримасничать. И вот дождался. Как я уже сказал, очень подробная детальная работа была проведена. И это не может не внушать какого-то трепета. Но главным было найти Ленина-человека. Ленина-вождя, Ленина-оратора мы все знаем, этого очень много, многие артисты играли его и на сцене, и в кино. А вот найти человека, который за этим кроется, во взаимоотношениях с близкими, в каком-то быту, понять, как он живет и строит свое понимание мира, было первостепенной и самой интересной задачей.

Кадры хроники как-то помогали что-то для себя найти, разглядеть?

- На кадрах хроники сложно что-то разглядеть, потому что человек, тем более такой, как Владимир Ильич, конечно, по-своему готовился к этим публичным выступлениям, которые и попали в хронику. И чего-то бытового, жизненного там не найти. Поэтому мы опирались на какие-то записи о нем его близких, его супруги Надежды Константиновны, на какие-то личные фотографии, и через эти детали, на уровне ощущений старались найти правильную энергию, найти человека.

Можно сказать, что Ленин – центровая фигура картины?

- Конечно, с одной стороны, в "Хрониках русской революции" не может быть другой центровой фигуры. Но при этом могу сказать, и Андрей Сергеевич тоже об этом говорил, что он не закладывал это в сценарий и не собирался делать из Владимира Ильича центра. И многие сцены снимались так, что Ленин где-то на заднем плане. Но фактура и идея самого Владимира Ильича, конечно же, не могут не выступать на первый план, потому что именно они закручивают и раскручивают массы.

А в чем, на ваш взгляд, была главная сила Владимира Ильича? Чем он вел за собой?

- Верой в то, что на планете, на нашей Земле, в нашем общем доме, возможно жить, договариваясь друг с другом, понимая друг друга. Это такая осознанность, к которой действительно хотелось бы стремиться. И мы все подспудно всегда верим в то, что люди способны на осознанность и готовы к этому, просто что-то пошло не так. И, конечно, эта идея с большой верой в человечество. Но другое дело, конечно, какой оборот это приняло, через какую кровь нужно было пройти, чтобы доказать, что это возможно, с чем пришлось встретиться и, уже понимая, что обратного пути нет, все-таки добиваться этой цели. Это уже другая история совсем. Но сама идея в этом смысле очень человечная, великая идея. И, конечно, Владимир Ильич в течение совершения этой революции пришел к тому, что идея прекрасная, но люди к ней не готовы.