Что такое когнитивные искажения и как их распознать

Источник: unsplash.com
Читать Вести в MAX
Все любят считать себя рациональными, но мозг играет по собственным правилам. Когнитивные искажения помогают быстро принимать решения — и так же быстро ведут к ошибкам. “Вести.ру” разбирает самые частые ловушки мышления и как из них выбираться.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Понятие и причины появления когнитивных искажений

Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, которые мешают человеку воспринимать информацию в соответствии с действительностью. Они заставляют искаженно видеть реальность, делать неверные выводы и выбор в пользу неоптимальных решений. Часто когнитивные ошибки незаметны, но разрушительны. Проявляются они в виде ложных выводов или стереотипов.

Мозг — не идеальный компьютер, а продукт эволюции, который нацелен на выживание и экономию ресурсов. Каждую секунду он выполняет множество задач: обрабатывает звуки, картинки, ощущения. Чтобы избежать информационной перегрузки и работать быстрее, он использует упрощения и готовые шаблоны. Например, вместо того чтобы анализировать каждую ситуацию с нуля и взвешивать все “за” и “против”, мозг предпочитает опираться на прошлый опыт, поскольку это быстрее и эффективнее.

В основном когнитивные искажения вредны. Они мешают:

  • принимать взвешенные решения (финансовые, карьерные, личные);
  • объективно оценивать информацию (что критично в эпоху фейковых новостей);
  • выстраивать здоровые отношения (так как человек приписывает другим плохие намерения);
  • учиться на ошибках (мозг искажает воспоминания и находит оправдания).

Однако когнитивные искажения могут не только приводить к ошибкам, но и нести пользу. Они помогают в ситуациях, где нужно действовать мгновенно — например, когда человеку необходимо уклониться от летящего в него предмета. Чтобы быстро увернуться, мозг полагается на автоматические реакции, а не на долгий анализ, и тем самым спасает ему жизнь. Есть и другие плюсы ошибок мышления: иллюзия контроля и чрезмерный оптимизм помогают браться за сложные проекты, начинать бизнес и не сдаваться перед трудностями. А многие люди считают себя умнее, красивее и способнее других — это тоже искажение, но оно помогает сохранять психическое здоровье и уверенность в себе.

Источник: unsplash.com

Виды когнитивных искажений

Искажения восприятия и мышления

Эффект фрейминга. Это когнитивное искажение влияет на восприятие, оценку и принятие решений в зависимости от того, как преподносится информация. “90% выживают от этого лекарства” и “10% умирают от этого лекарства” или “Продукт работает в 80% случаев” и “Продукт не работает в 20% случаев” — это одни и те же утверждения, но в первом случае акцент делается на позитиве, во втором — на негативе. С большей вероятностью человек сделает свой выбор в пользу продукта, если услышит позитивную формулировку.

“Проклятие знания”. Если человек о чем-то знает, ему кажется, что эта информация очевидна и известна остальным. Когнитивное искажение может привести к конфликтам с окружающими, поскольку ожидания не совпадают с реальностью.

Предвзятость подтверждения. Человек окружает себя только теми источниками информации, которые подтверждают его точку зрения. Все “против” он игнорирует.

Искажение доступности. Индивид склонен переоценивать важность событий и считать наиболее важным и вероятным то, что легче вспомнить. Эта ошибка связана с тем, что мозг лучше запоминает эмоционально окрашенные и необычные события. Например, когда-то человек узнал о крушении самолета и увидел фотографии с места авиакатастрофы. Мозг с легкостью вспоминает эту трагедию, и человеку кажется, что летать опасно, хотя статистически вероятность погибнуть в авиакатастрофе ничтожно мала по сравнению с риском смерти в ДТП. Новости об автомобильных авариях — “рутина”, поэтому они не запоминаются так ярко.

Иллюзия контроля. Суть этого когнитивного искажения в том, что люди переоценивают свою способность влиять на события и результаты, которые на самом деле находятся вне их контроля. Случайность хаотична, и иллюзия контроля помогает личности справиться с чувством неопределенности. Подобные искажения могут заставить человека винить себя в том, в чем он не виноват, поскольку не мог ни на что повлиять.

Закон малых чисел. Человек делает выводы по маленьким выборкам: он считает, что даже при малом количестве данных результаты уже соответствует общей закономерности. Чем меньше наблюдений, тем больше случайностей и странных выводов.

Источник: unsplash.com

Ошибки в оценке вероятностей и рисков

Отвращение к потерям. Это одно из когнитивных искажений, при котором боль от потери человек воспринимает сильнее, чем удовольствие от выигрыша той же величины.

Ошибка игрока. Человек ошибочно понимает случайность событий, интуитивно не осознавая, что вероятность каждого последующего исхода не зависит от предыдущего исхода. Он верит, что прошлые случайные события влияют на будущие, например: “Монета четыре раза подряд выпала орлом, значит, на пятый раз точно выпадет решка”. На самом деле вероятность каждый раз 50/50.

Эффект привязки. При принятии решений индивид сильно зависит от первой полученной информации — “якоря”. Мозг считает ее удобной отправной точкой для анализа. Когнитивное искажение может выражаться так: если человек видит в магазине дорогостоящий товар, он сразу предполагает, что у него высокое качество, даже если это не так.

Поведенческие искажения

Эффект Даннинга-Крюгера. Люди с низкой квалификацией в какой-либо области склонны переоценивать свои способности, а эксперты, наоборот, часто себя недооценивают. При этом когнитивном искажении некомпетентные люди уверены в своих знаниях и способностях, в то время как профессионалы могут страдать от синдрома самозванца.

Прокрастинация. Склонность откладывать важные и неприятные дела на потом, даже осознавая негативные последствия, можно отнести к когнитивным искажениям, поскольку она связана именно с ошибками в мышлении. Мозг предпочитает немедленное вознаграждение, например, удовольствие от просмотра сериала, отложенному, но большему — успешной сдачи проекта через месяц.

Отвращение к потерям. Еще одна ловушка в мышлении, из-за которой потери “ранят” сильнее равных приобретений. Пример: расставание с 1 тыс. руб. причиняют психологическую боль сильнее, чем удовольствие от получения той же суммы.

Эффект плацебо. Это реальное улучшение состояния или изменение в поведении после приема нейтрального вещества, например, сахарной таблетки, или выполнения ложной процедуры, основанное лишь на вере в их эффективность.

Статус-кво. Предпочтение оставлять все как есть, избегая изменений, даже если они потенциально выгодны. Любое изменение представляет собой риск и неопределенность, поэтому мозг предпочитает знакомое, пусть и не идеальное, состояние.

Источник: unsplash.com

Социальные искажения

Эффект ореола. Если человеку нравится одна черта у другого, например внешность, то он автоматически начинает приписывать личности и другие положительные качества: ум, доброту, честность и так далее. Так, красивый и харизматичный сотрудник может казаться более компетентным, даже если его работа не блестяща.

Эффект первого впечатления. Книгу по обложке не судят, но при этом когнитивном искажении человек делает поспешные выводы о другой личности, основываясь на внешности или впечатлении при первой встрече.

Эффект свидетеля. Индивид с меньшей вероятностью придет на помощь в экстренной и опасной ситуации, если рядом находятся другие люди. Он полагает, что ответственность за спасение жертвы возьмет кто-то другой. Это объясняет, почему люди часто проходят мимо, когда слышат крики о помощи, видят избиение человека, аварию и тому подобное.

Эффект группового мышления. В сплоченных группах стремление к гармонии и единодушию становится важнее, чем трезвая оценка и рациональное взвешивание рисков. Люди подавляют свое несогласие, чтобы не нарушать групповой консенсус.

Искажения, связанные с памятью

Ложные воспоминания. Из-за этой ошибки мышления человек верит своим воспоминаниям, которые на самом деле никогда не случались. Это происходит потому, что память подвергается влиянию эмоций и внешней информации: фотографиям, рассказам других людей и так далее.

Ретроспективное искажение. После того, как событие произошло, человеку кажется, что он его предсказал или что исход был очевиден и неизбежен с самого начала. Он переоценивает то, насколько мог бы предсказать результат до его наступления.

Эффект иллюзии правды. Люди склонны считать информацию правдивой, если ранее сталкивались с ней много раз. Чем “знакомее” утверждение, тем больше ему верят, даже если изначально было известно, что оно ложное.

Эмоциональное искажение. Иногда текущее эмоциональное состояние влияет на то, какие воспоминания легче приходят на ум. В грустном состоянии лучше вспоминаются печальные события, в радостном — счастливые.

Источник: unsplash.com

Примеры распространенных когнитивных искажений

Дихотомическое мышление — склонность видеть ситуацию только в двух крайних вариантах: все либо идеально, либо ужасно. Это черно-белое мышление, и полутонов здесь не существует.

  • “Если я не сдам этот экзамен на пятерку, я полный неудачник”.
  • “Либо я делаю проект идеально, либо не берусь за него вообще”.
  • “Ты либо со мной, либо против меня”.

Чрезмерное обобщение. Человек делает выводы на основе единичного случая с использованием слов-абсолютов: “всегда”, “никогда”, “все”, “никто”. Например, после одного провала на собеседовании: “Меня никуда не возьмут на хорошую работу”. Или после неудачного свидания: “Меня один раз отвергли — меня никто не полюбит”.

Ментальный фильтр означает отсев хорошего: индивид видит только минусы, игнорируя плюсы и общую картину. Если его похвалили двадцать раз, а раскритиковали один, то он сделает вывод, что “все недовольны”.

Катастрофизация — это предсказание негативного будущего по наихудшему сценарию и преувеличение масштабов возможной неудачи: “У меня заболела голова. Это наверняка опухоль!” или “Если я опоздаю на пять минут, начальник меня уволит”.

Еще одно когнитивное искажение — эмоциональное обоснование, которое выражается так: “Если я чувствую, значит, это истина”. Например, если человек встревожен, то он начинает верить, что полет на самолете действительно опасен.

Использование в речи и мыслях жестких установок — “я должен”, “мне обязаны”, “они должны” — это “тирания долженствования”. Такое искажение создает невыносимое давление и чувство вины.

  • “Я должен всегда быть идеальным сотрудником”.
  • “Он обязан относиться ко мне хорошо”.
  • “Мир должен быть справедливым”.

Персонализация — это склонность принимать события и действия других людей на свой счет. Из-за этого когнитивного искажения человек видит себя причиной внешних событий, за которые не отвечает. Он думает: “Коллега сегодня хмурый, наверное, это из-за меня” или “Ребенок получил двойку — это я плохой родитель”.

Ошибка контроля предполагает, что человек либо переоценивает контроль над случайностью, либо ощущает полное бессилие: “Если все проверю, ничего не пойдет не так” либо “От меня ничего не зависит”.

Такое когнитивное искажение, как чтение мыслей, предполагает уверенность в том, что индивид знает, о чем думают другие люди, без всяких объективных доказательств. Например: “Она на меня так посмотрела... Точно считает меня идиотом”. Также есть такое искажение, как предсказание будущего: “Мне не стоит идти на эту вечеринку, я буду там просто сидеть в угоду одному, всем будет со мной скучно”.

Источник: unsplash.com

Как распознать когнитивные искажения

Распознать когнитивные искажения — это как натренировать внутреннего “ментального детектива”, который занимается поиском собственных ошибок мышления. Вот пошаговая инструкция, как это делать.

Шаг первый: поймать “горячие” мысли. Когнитивные искажения чаще всего проявляются в моменты сильных эмоций. Триггер — это чувство, которое явно выбивает из колеи. Нужно отслеживать внезапную тревогу, злость, обиду, чувство вины, стыд и безнадежность, а также физические ощущения: сжатие в груди, ком в горле, учащенное сердцебиение. Важно спрашивать себя: “Что я сейчас чувствую?”, “О чем я только что подумал?”, “Что вызвало у меня эту реакцию?”

Шаг второй: проанализировать мысль через призму искажений.

1. Катастрофизация, дихотомическое мышление, предсказание будущего. Чтобы обнаружить эти искажения, нужно задать вопросы:

  • “Я преувеличиваю масштабы проблемы? Я делаю из мухи слона?”;
  • “Я вижу ситуацию только в черном или белом цвете? Нет ли промежуточных вариантов?”;
  • “Я уверен, что знаю, что случится в будущем? Откуда мне это известно?”.

2. Найти такие искажения, как долженствование, чрезмерное обобщение, эмоциональное обоснование, можно с помощью этих вопросов:

  • “Я использую слова-абсолюты: “всегда”, “никогда”, “все”, “никто”?”;
  • “Есть ли у меня жесткие правила, как должен вести себя я или другие люди?”;
  • “Я считаю что-то правдой только потому, что я так сильно это чувствую?”.

3. Распознать чтение мыслей или ошибку контроля можно с помощью следующих вопросов:

  • “Я могу читать мысли? Откуда я точно знаю, что думает другой человек?”;
  • “Я беру на себя ответственность за то, что не входит в мою зону контроля?”.

Шаг третий: провести когнитивную переоценку. После анализа мысли нужно найти ей реалистичную замену. Если автоматическая мысль звучит как “он злится на меня, я все испортил”, то реалистичная может быть такой: “Его сообщение было кратким. Я не знаю причин его настроения. Возможно, он просто занят или у него плохой день. Если бы он был серьезно недоволен, скорее всего, он сказал бы об этом прямо. Я могу вежливо спросить, все ли в порядке с отчетом”.