![]() |
Автор: Полина Григорьева редактор "Вести.ru" |
Утильсбор с 1 января 2026 года
Коммерческий утильсбор будет ежегодно повышаться на 10–20% до 2030 года. Размеры платежа в 2026 году:
| Автомобили до трех лет | Автомобили старше трех лет | |
| Электромобили | 800 800 руб. | 1 408 800 руб. |
| Машины с объемом двигателя до 1 л | 216 400 руб. | 552 000 руб. |
| Машины с объемом двигателя от 1 до 2 л | 800 800 руб. | 1 408 800 руб. |
| Машины с объемом двигателя от 2 до 3 л | 2 250 600 руб. | 3 407 200 руб. |
| Машины с объемом двигателя от 3 до 3,5 л | 2 584 000 руб. | 3 956 000 руб. |
| Машины с объемом двигателя от 3,5 л | 3 290 600 руб. | 4 325 800 руб. |
Что такое утилизационный сбор и зачем он нужен
Простыми словами
Утилизационный сбор — это обязательный разовый платеж, который взимается государством с производителей и импортеров товаров. Он нужен для того, чтобы покрыть расходы на их будущую переработку и безопасное уничтожение, когда эти вещи станут отходами. Ключевая особенность в том, что это не налог, а целевой взнос. Сегодня сбор нужно уплачивать за определенные транспортные средства, которые ввозятся из-за рубежа или производятся в России.
Порядок утилизационного сбора регулируется статьей 24.1 Федерального закона №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, а список техники содержится в двух перечнях: самоходных и колесных машин. Размеры платежа устанавливаются правительством.
Основные цели
Защитить экологию. Старые машины, батарейки, техника, пластик содержат много вредных веществ. Если все просто выкидывать, то загрязняется почва и вода, растут свалки, увеличивается вред для здоровья людей и животных. Платеж должен стимулировать раздельный сбор отходов и переработку материалов, а также создать финансовый фонд, направленный на создание и поддержку инфраструктуры для утилизации: строительство заводов, покупку оборудования, разработку технологий.
Снизить нагрузку на полигоны ТКО. С утильсбором производителю выгоднее создавать экологичную технику, которую потом легче переработать. Чем сложнее и дороже утилизация, тем выше потенциальные расходы. Также плата мотивирует самостоятельно организовывать сбор и утилизацию продуктов, так как это помогает уменьшить объемы мусора, который просто свозится на свалки.
Принцип “платит загрязнитель”. Означает, что ответственность за вред, нанесенный окружающей среде, несет тот, кто его причинил. В данном случае — производитель или продавец товара, который в будущем станет мусором. Без утилизационного сбора убирать и перерабатывать отходы придется за счет налогов граждан.
"Мы уже не раз говорили о том, что у нас нет цели "закрыть" рынок, чтобы наши производители жили в условиях отсутствия конкуренции — понятно, что это затормозит их собственное развитие. Но нам важно создать условия для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт, и это нормальная мировая практика", — заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

Актуальные ставки утильсбора в 2025 году: что изменилось с 1 декабря
1 ноября 2025 года правительство приняло и опубликовало постановление РФ № 1713, которым внесло поправки в постановление № 1291, утвердило обновленную методику расчета утилизационного сбора для легковых авто, электромобилей и гибридов, а также прописало коэффициенты с привязкой к мощности.
1 декабря 2025 в России начнут действовать новые правила. Базовая ставка платежа остается прежней. Коэффициент, как и раньше, зависит от объема и возраста двигателя, но теперь дополнительно привязан и к его мощности. Как объясняет Минпромторг, такой подход позволит создать более гибкую и экономически обоснованную систему налогообложения, которая будет соответствовать стоимости утилизации разных ТС.
Легковые автомобили. Ставка прежняя — 20 тыс. руб. Коэффициент определяется по таблице в постановлении правительства в зависимости от объема, возраста и мощности двигателя в лошадиных силах. Сохраняются льготы для физлиц, которые ввозят машину в страну для личного пользования. Если мощность двигателя не превышает 160 л.с. и объем составляет не более 3 л, то сумма остается прежней — 3,4 тыс. руб. для автомобилей до трех лет, 5,2 тыс. руб. — старше трех лет.
Электромобили и гибриды. Льготный утильсбор сохраняется только для электромобилей до 80 л.с. и для гибридных автомобилей до 160 л.с. Если выше этих мощностей, то применяются повышенные коэффициенты, сумма растет и может составлять сотни тысяч или более 1 млн руб.
Грузовики, спецтехника. Ставка для грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов — 150 тыс. руб., для самоходных машин и спецтехники — 172,5 тыс. руб.
Для этих категорий в нормативных актах уже предусмотрена ступенчатая индексация коэффициентов до 2030 года: увеличение примерно на 15% в год.
За какие транспортные средства взимается сбор
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, прицеп к ним, которые ввозятся в РФ или производятся на территории страны. Конкретно попадают под утильсбор:
- легковые автомобили;
- грузовики;
- автобусы;
- спецтехника на автомобильном шасси;
- прицепы и полуприцепы;
- сами шасси этих ТС.
Как утильсбор влияет на стоимость автомобилей
Утильсбор напрямую увеличивает конечную цену автомобиля. Формально его уплачивает производитель или импортер в полном размере, фактически — покупатель, поскольку эти расходы включаются в себестоимость машины, а потом и в розничную цену. Особенно “чувствительны” к утильсбору импортные, подержанные и мощные автомобили.
Повышение ставок приведет к удорожанию премиальных иномарок и может изменить структуру авторынка. "Помимо роста цен в премиум-сегменте до 50%, вероятно увеличение стоимости машин и среднего класса — до 30%. Причем это касается как новых, так и подержанных авто", — рассказал «Известиям» владелец сети дилерских центров "Альянс Тракс" Алексей Иванов.

Кто должен платить утильсбор, а кто освобожден
Физические и юридические лица
Плательщики — юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Во-первых, это те, кто производит товары на территории России:
- автозаводы, которые выпускают новые автомобили;
- заводы по производству электроники, бытовой техники и так далее.
Во-вторых, коммерческий утильсбор распространяется на импортеров товаров, то есть на тех, кто ввозит продукты из-за рубежа:
- автодилеры, официально ввозящие новые иномарки;
- компании, которые ввозят подержанные (б/у) автомобили для перепродажи;
- юридические лица и ИП, ввозящие технику, электронику, упаковку и другие подлежащие утилизации товары для коммерческой деятельности;
- покупатели, если привезли ТС из-за рубежа для личного пользования и ранее за него не вносили взнос.
Исключения и льготные категории
В пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ указывается, кто освобожден от уплаты утильсбора. Это физические лица, которые ввозят в Россию ТС как личное имущество, если они участники госпрограммы по переселению соотечественников, беженцы или вынужденные переселенцы, признанные в установленном порядке. Сбор не распространяется на транспорт, который ввозится в РФ и принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей, при наличии соответствующих привилегий и иммунитетов.
Освобождены от платежа ТС, которые одновременно:
- старше 30 лет;
- не используются в коммерческих целях;
- имеют оригинальный двигатель, кузов и раму;
- сохранены или отреставрированы до оригинального состояния;
- относятся к видам и категориям, которые определяет правительство РФ (сам перечень содержится в Постановлении № 1291 с изменениями, в том числе от 15.07.2025 № 1065).
Есть еще один случай, когда сбор не уплачивается. Это касается автомобилей, выпущенных менее трех лет назад, которые помещаются под процедуру свободной таможенной зоны, применяемую в особой экономической зоне Калининградской области. Автомобили, которые ввозятся в страну и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза, тоже освобождены от уплаты. Также, если за конкретное ТС утилизационный сбор уже уплачен, повторно платить не нужно. Запрет брать плату с собственников за передачу авто на утилизацию при уже оплаченном сборе прямо указан в пункте 9 статьи 24.1.
В октябре в Госдуму был внесен законопроект об освобождении от уплаты утилизационного сбора за ТС, которые находятся под некоторыми таможенными процедурами, например, переработки таможенной территории. В ноябре стало известно, что правительство рассматривает возможность введения льгот для газомоторного транспорта по утильсбору.

Как рассчитывается утильсбор
Базовые ставки, коэффициенты и льготы
С 1 декабря 2025 года в силу вступает новая методика расчета величины утильсбора. Теперь будет учитываться не только объем двигателя автомобиля, но и его мощность. При расчете нужно ориентироваться на два документа: “Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора <…>” и “Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним <…>”.
Формула расчета утилизационного сбора: базовая ставка х коэффициент.
Ставка различается в зависимости от вида автомобиля: легковые — 20 тыс. руб., грузовики, автобусы, прицепы и полуприцепы — 150 тыс. руб., спецтехника — 172,5 тыс. руб. Коэффициент рассчитывается индивидуально и зависит от возраста автомобиля, объема и мощности двигателя (в лошадиных силах). Подробная таблица с коэффициентами содержится в постановлении правительства от 1 ноября 2025-го.
Пример расчета на практике
BMW X3 (2 л., 252 л.с., до трех лет, физлицо):
- до 1 декабря 2025-го: 20 000 х 0,17 = 3400 руб.;
- после 1 декабря 2025-го: 20 000 х 47,6 = 952 000 руб.
Hyundai Palisade (2,5 л, 281 л.с., до трех лет, физлицо):
- было: 20 000 х 0,17 = 3400 руб.;
- стало: 20 000 х 109,2 = 2 184 000 руб.
Toyota Camry (2 л, 173 л.с., до трех лет, физлицо):
- было: 20 000 х 0,17 = 3400 руб.
- стало: 20 000 х 37,5 = 750 000 руб.
Hyundai Solaris (1,6 л, 123 л.с., до трех лет, физлицо):
- было: 20 000 х 0,17 = 3400 руб.;
- стало: так же 3400 руб. (льготный утильсбор, так как мощность меньше 160 л.с.).

Новые ставки с 2026 года
С 1 января 2026 года ожидается следующее повышение утилизационного сбора. Ежегодно коэффициенты будут индексироваться примерно на 10–15% вплоть до 2030-го. Платеж по легковым и грузовым автомобилям может расти в среднем на 10–20% в год. Для спецтехники уже предусмотрена ступенчатая индексация коэффициентов до 2030 года: с 1 января 2026 года суммы увеличиваются примерно на 15% ежегодно.
Как и когда оплачивать утилизационный сбор
Порядок уплаты
Утилизационный сбор за ТС уплачивается в таможенные органы при ввозе автомобилей в Россию или при их производстве в стране. Для начала нужно рассчитать сумму платежа, умножив ставку на утвержденный Минпромторгом коэффициент, и заполнить форму на основании имеющихся документов. Уплатить сбор можно по реквизитам, которые указаны на официальном сайте ФТС России. Там же можно изучить подробную инструкцию уплаты утилизационного сбора.
Возможность отсрочки
Утильсбор платится при растаможке, вместе с пошлинами. Пока он не уплачен, машину могут просто не выпустить с таможни и не выдать ПТС/ЭПТС. Однако отсрочка по уплате все же может предоставляться, например, производителям автомобилей, которые заключили специальный инвестиционный контракт.
Проверка информации при покупке автомобиля
Покупать новую машину в дилерском салоне безопасно — сбор уже уплачен и заложен в цену. Если автомобиль российской сборки или перепродавался несколько раз, то вероятность, что покупателю придется платить, минимальна.
Уделить внимание стоит транспорту, который только недавно был вывезен из-за границы. Первый владелец может быть человеком, у которого есть право ввозить транспорт по льготе: переселенец по государственной программе, беженец, дипломат и так далее. Также нужно насторожиться и особо тщательно проверить информацию о машине и продавце, если у нее подозрительно низкая цена.
Что будет, если не уплатить утилизационный сбор
Если человек не уплатил сбор за автомобиль, заказным письмом от ФТС ему придет уведомление о необходимости заплатить необходимую сумму и пени в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Если не уплатить сумму в течение 20 дней, ФТС может взыскать денежные средства через суд. Также с момента неуплаты сбора человеку будет отказано в регистрации автомобиля в Госавтоинспекции.
