В Альфа‑банке объяснили, что по правилам кредитных организаций карты подлежат обязательной блокировке по просьбе клиента, обратившегося на горячую линию. Это считается разумной мерой для защиты средств. Для блокировки, как указали в банке, достаточно стандартных данных клиента: номера карты, фамилии, имени, отчества или номера телефона.
"Мошенники используют данный алгоритм для мошеннических целей, а именно для дальнейшего манипулирования клиентом, создавая угрозу его денежным средствам", – рассказали в банке.
Руководитель блока "Риски и взыскания" "Ренессанс Банка" Василий Сивохин отметил, что блокировка карты в подобных случаях является лишь одним из этапов более сложных мошеннических операций. По его словам, злоумышленники включают этот элемент в комбинированные схемы атак.
В ВТБ подтвердили такую оценку и указали, что угрозы блокировки карт ранее часто сочетались с телефонными звонками от лиц, представлявшихся сотрудниками службы безопасности банка. Целью таких звонков, как пояснили в банке, было напугать клиентов и создать у них иллюзию, что мошенники способны причинить их финансам серьезный ущерб.
Вместе с тем кредитные организации подчеркивают, что сама по себе блокировка карты не приводит к потере денег. В Т‑Банке разъяснили, что из-за одной только блокировки у мошенников не появляется возможность самостоятельно вывести средства с карты ее владельца, то есть непосредственной финансовой угрозы такая блокировка не несет.
Банки советуют гражданам сохранять спокойствие и не вступать в диалог с подозрительными собеседниками. Кредитные организации подчеркивают, что пока клиент не идет на контакт со злоумышленниками и не выполняет их указаний, они не могут нанести ему реальный вред, а только запугивают и создают неудобства.
В банках обращают внимание на действия тех, чьи карты уже оказались заблокированы в результате подобных схем. Потерпевшим не рекомендуют добиваться разблокировки таких карт. Если данные карты стали известны третьим лицам, это делает ее использование потенциально небезопасным для клиента. В банке "Дом.РФ" уточнили, что в подобных ситуациях кредитные организации, как правило, советуют не восстанавливать прежнюю карту, а оформить ее перевыпуск и получить новый платежный инструмент.
Ранее о новой мошеннической схеме рассказывал экономист Павел Комаровский. По его словам, после блокировки банковских карт злоумышленники связываются с жертвой и начинают шантажировать ее, угрожая не только заблокировать карты, но и начать звонить от ее имени в полицию, МЧС и другие службы. Также мошенники грозят причинить вред родным и близким, включая физические увечья.