Количество блокировок увеличилось после того, как с 1 января 2026 года вступили в силу новые требования закона, расширившие перечень признаков подозрительных операций. До 1 января банки в среднем блокировали 330 тыс. переводов в месяц.
"Массовый характер блокировок является следствием как резкого расширения критериев подозрительных операций, так и автоматизации антифрод-систем", — пояснила партнер практики частных клиентов АБ "Вертикаль" Татьяна Микони.
Алгоритмы теперь реагируют не только на переводы между физлицами, но и на частые покупки на маркетплейсах и частые пополнения счетов, отмечает "Коммерсант". Это увеличивает погрешность, но позволяет банкам не пропускать возможные мошеннические переводы.
Для решения проблемы массовых блокировок необходимы законодательные изменения. По мнению руководителя налоговой практики адвокатского бюро БВМП Александра Андропова, необходимо ввести обязательное подробное обоснование блокировок, автоматическую компенсацию за ошибки и ускоренное обжалование.
Между тем Банк России подготовил проект распоряжения, которое вводит с 2027 года новую форму отчетности банков об операциях по выдаче наличных денег без добровольного согласия клиента.