Окрыленные Венесуэлой, США присматриваются к Кубе, Колумбии и другим странам

Читать Вести в MAX
Мир стремительно изменился буквально на глазах. А действия и слова президента США Дональда Трампа – лишь характеристика изменившегося мира. Трамп, в отличие от своих предшественников в Белом доме и европейских политиков, говорит о своих принципах и мотивах прямо и честно.

Для обитателей Белого дома это была неделя полная адреналина. Покидающего Вашингтон для короткого отдыха в Палм-Бич Трампа спрашивают, как неделю спустя он оценивает последствия специальной венесуэльской операции.

"Это хорошо для Венесуэлы и прекрасно для Соединенных Штатов. Будет заработано огромное количество денег", – отвечает президент США.

Там, где прежние правила уже рухнули, а новых еще нет, президент США выбирает очень понятную для Америки тактику "Дикого Запада". Ведь закон и порядок, по словам Дональда Трампа, в этом вестерне – это он сам.

– Есть ли что-нибудь, что могло бы остановить вас? – спрашивает журналистка.

– Да, есть одна вещь – моя собственная мораль, мой собственный разум. Это единственное, что может остановить – говорит Трамп.

– Не международное право? – уточняет другой репортер.

– Мне не нужно международное право. Я не хочу причинять людям боль, я не хочу убивать людей. Я положил конец восьми войнам. Никто другой этого не сделал. Я положил конец восьми войнам и не получил Нобелевскую премию мира, – заявляет американский лидер.

И Америка, как любая страна, по его словам, имеет такое же право реагировать на угрозы. Правда, в случае с Венесуэлой прикрываться борьбой с наркотрафиком в Вашингтоне закончили быстро. Все теперь абсолютно открыто и честно.

"Мы забираем нефть на миллиарды долларов, это будут триллионы долларов. Но мы будем там, пока не наведем порядок в стране. Мы посмотрим, как обстоят дела в стране, но мы будем управлять нефтяной промышленностью", – заявил Трамп в интервью Fox News.

Заниматься этим, по его словам, Штаты будут бессрочно. И отгружать венесуэльскую нефть начинают немедленно.

О самых первых, символических поставках Трамп сообщает в начале недели. От 30 до 50 миллионов баррелей в сутки уже потекли в США по соглашению с временными властями Венесуэлы.

"Сама по себе эта цифра звучит внушительно, но мировой уровень потребления – около 100 миллионов баррелей в день. А только в США мы потребляем примерно 19 миллионов в день. Так что этого объема хватит нам всего на 2-3 дня. Однако важен сам сигнал. Он означает, что Венесуэла потенциально снова открывается для бизнеса. И это действительно имеет огромное значение", – указал бывший министр энергетики США Дэн Бруйетт.

А масштабный план США по контролю над нефтяной промышленностью Венесуэлы, в том числе государственной добывающей компанией, преследует уже глобальную цель – Соединенные Штаты хотят в одиночку диктовать цены на мировом рынке.

"Президент сообщил своим помощникам, что, как он думает, его усилия могут способствовать снижению цен на нефть до желаемого им уровня в 50 долларов за баррель", – отмечает издание The Wall Street Journal.

Средства, полученные от продажи топлива, Венесуэле будет позволено тратить только на покупку американкой продукции. И распоряжаться всеми нефтяными деньгами Каракаса, как уже предупредили в Белом доме, тоже будут из Вашингтона.

"Эти средства будут использованы в интересах американского и венесуэльского народов по усмотрению правительства США", – озвучила американскую позицию официальный представитель Белого дома Кэролайн Ливитт.

Эта новая "искренность" Трампа и его команды удивила весь мир, а самих американцев еще и позабавила.

"В американской истории, когда мы вмешиваемся в дела другой страны, независимо от того, правдиво это или нет, мы придумываем благородный предлог: освобождение народа, распространение демократии, знакомство японцев с бейсболом. Сначала они жаловались, но это того стоило. На каком моральном основании будет построен этот конфликт? – задается вопросом ведущий The Daily Show Джон Стюарт.

"Мы будем присутствовать в Венесуэле в сфере нефтяной промышленности, но мы обеспечим поставку нефти в нужных объемах", – заявляет Дональд Трамп.

"Кажется, это немного очевидно, – продолжает Джон Стюарт. – Нефть, конечно, ценный товар, но это не причина, по которой страна, основанная 250 лет назад на идеях свободы и самоопределения, вторглась бы в другую страну и похитила человека ночью. Должно быть, есть более благородный повод".

"Мы собираемся извлечь из земли огромное количество богатств. Нам нужен полный доступ. Нам нужен доступ к нефти", – говорит президент США.

"Сэр, позвольте мне еще раз уточнить, к чему вы ведете. Не могли бы вы переформулировать это? Мне не совсем понятен благородный принцип, лежащий в основе", – отмечает Стюарт.

"Другими словами, мы будем продавать нефть", – указывает Трамп.

"Это ваша первая война? Какого черта…", – недоумевает Стюарт.

Для самого Трампа далеко не первая. Но главным идеологом операции против Венесуэлы выступал, возможно, не он. На фотографиях из ситуационной комнаты в "Мар-а-Лаго" во время захвата Николаса Мадуро у Марко Рубио самое напряженное выражение лица. Решить "вопрос Венесуэлы" еще на первом сроке Трампа подбивали многие, но похоже, что окончательно убедить президента сумел именно нынешний госсекретарь.

"Источники утверждают, что Рубио давно присматривался к Мадуро и был движущей силой стратегии, заложившей основу для драматических сцен, разыгравшихся в тот вечер в ситуационном центре во Флориде", – отмечает CNN.

В операции против Мадуро у Рубио могли быть и личные мотивы. От поставок нефти из Венесуэлы напрямую зависит положение на Кубе, откуда родители Марко Рубио сбежали в США накануне победы революции. И, организуя удар по Каракасу, потомок кубинских мигрантов на самом деле целился в Гавану.

– Кто-то сегодня сказал, что это была месть Марко Рубио, – отмечает журналист Fox, обращаясь к Трампу.

– Что ж, может быть, так и было, – отвечает он.

И хотя общий контроль за ситуацией в Венесуэле на переходный период президент США взял на себя, заниматься "ручным" управлением всеми процессами предстоит тоже Рубио.

Помимо должностей государственного секретаря, советника по национальной безопасности, исполняющего обязанности архивариуса и даже руководителя USAID, Марко Рубио теперь добавляет себе еще одну должность – что-то вроде вице-короля Венесуэлы. По крайней мере так его описала газета The Washington Post, после того как Трамп указал, что он будет одним из тех, кто будет помогать "управлять страной".

Кроме Рубио, в американском управлении Венесуэлой будут участвовать министр войны Хегсет, замглавы администрации Миллер и вице-президент Джей Ди Вэнс, который просто и без затей описывает, как будут строиться отношения Вашингтона с временной администрацией в Каракасе.

"Мы контролируем энергетические ресурсы и говорим режиму: "Вам разрешено продавать нефть, пока это служит национальным интересам Америки. Вам не разрешается продавать ее, если вы не можете служить национальным интересам Америки", – разъяснил вице-президент.

И вот первая официальная делегация из Вашингтона уже полетела в Каракас. Для начала – чтобы возобновить работу посольства США. У Макро Рубио уже есть план из трех пунктов. Правда пока без подробностей и деталей.

"Первый шаг – стабилизация ситуации в стране. Мы не хотим, чтобы она погрузилась в хаос. Вторая фаза, которую мы называем восстановлением, будет заключаться в обеспечении доступа американским, западным и другим компаниям к венесуэльскому рынку на справедливых условиях. И, конечно, третья фаза, которая будет переходной", – заявил госсекретарь США.

Но пока из итогов – президент Венесуэлы и первая леди, которых в наручниках доставляют из бруклинского СИЗО в суд на Манхэттене. Через 48 часов после похищения в собственной резиденции, в ходе которого спецназ Delta Force, как теперь выясняется, применил звуковое оружие, после чего расстрелял всю охрану, хромающего Николаса Мадуро и Силию Флорес сначала на броневике, а после на вертолете перевозят, демонстративно, транслируя в прямом эфире американских телеканалов. Виновными лидер Венесуэлы и первая леди себя не признали.

"Я порядочный человек и по-прежнему президент своей страны", – заявил Николас Мадуро американскому суду.

"Мадуро был напорист. Он был уверен в себе. Его голос был громким, и каждое слово, которое он произносил, было обдуманным. Он хотел описать то, что он воспринимает все происходящее как унижение из-за того, что его похитили дома и взяли в плен. Он назвал себя военнопленным", – прокомментировала происходящее журналистка CNN.

Первое заседание длилось 30 минут, во время которых Мадуро все время смотрел на жену. У супруги венесуэльского лидера пластырь на лбу и в районе правого виска. Как заявила защита в результате жесткого похищения Силия Флорес получила серьезные травмы, сильные ушибы, а возможно, и перелом ребер.

В обвинительном заключении, подготовленном генпрокурором, тяжелые уголовные преступления, от организации наркотерроризма до незаконного владения автоматическим оружием.

"Администрации Трампа придется приложить немало усилий, чтобы собрать свидетелей, документы и доказательства для представления в суде, чтобы показать, что Мадуро действительно совершил преступления, в которых его обвиняют в этом обвинительном заключении", – указал юрист по конституционному праву Марк Смит.

Так что по существу суд над Николасом Мадуро в США может начаться не раньше 2027 года. В армейском броневике венесуэльского президента с супругой этапируют обратно в федеральный следственный изолятор в Бруклине дожидаться следующего заседания 17 марта.

Трамп же спешит поделить трофеи – собирает на встречу руководителей всех нефтяных компаний страны.

Для сохранения добычи венесуэльской нефти на нынешнем уровне в миллион баррелей в сутки требуются вложить 50 миллиардов долларов. А для того чтобы вернуть показатели к уровню 1990-х годов, необходимо найти уже 200 миллиардов.

"Это совсем другая Венесуэла, и она будет очень успешной. А народ Соединенных Штатов будет большим бенефициаром, потому что мы будем добывать огромные количества нефти", – заявил Дональд Трамп.

Но даже со 100 миллиардами инвестиций в Венесуэлу директора нефтяных гигантов пока не готовы расстаться. И, как пишет The New York Times, плану Трампа на встрече был оказан холодный прием. При том что нефтяники – традиционные спонсоры республиканцев.

"Если мы посмотрим на правовые и коммерческие конструкции и рамки, существующие сегодня в Венесуэле, то сегодня в эту страну невозможно инвестировать", – отметил глава ExxonMobil Даррен Вудс.

Да и снижение мировых цен на нефть ударит по добыче в самих США, сделает нерентабельными сланцевые месторождения.

Но, похоже, так далеко в Белом доме пока не заглядывают. Окрыленные Венесуэлой, собираются двигаться дальше.

– Следующая цель администрации Дональда Трампа – кубинское правительство, господин госсекретарь? – задает вопрос журналистка.

– Кубинское правительство – это огромная проблема. Это огромная проблема в первую очередь для кубинцев, – отвечает Марко Рубио.

– Ваш ответ: "Да"? – уточняет корреспондент.

– Пожалуй, да, у них серьезные неприятности, – говорит госсекретарь США.

Трамп же присматривается к уже бывшему соседу Мадуро президенту Колумбии Густаво Петро. Формальный повод все то же – поставки наркотиков в США.

"Колумбия тоже очень больна, ею управляет больной человек, которому нравится производить кокаин и продавать его Соединенным Штатам. И он недолго будет этим заниматься", – заявил американский президент.

Как и с Мадуро до похищения, Трамп побеседовал с Петро по телефону и пригласил колумбийского лидера в США, пока без спецназа. А вот по мексиканским наркокартелям пообещал наносить удары на их территории.

Снова стало тревожно в Канаде, не говоря уже о Гренландии. Пристально наблюдают из Вашингтона и за событиями в Иране.

"Иран, возможно, как никогда раньше, стремится к свободе. США готовы помочь", – написал Трамп в соцсети X.

Разбушевавшегося президента пытаются охладить в Конгрессе, где большинством голосов выступили за ограничение военных полномочий номинанта на Нобелевскую премию мира.

"Никто из нас не должен желать, чтобы этот или любой другой президент брал наших сыновей и дочерей на войну без предупреждения, консультаций, обсуждения и голосования в Конгрессе", – подчеркнул сенатор-демократ Тим Кейн.

За ограничение аппетитов хозяина Белого дома заодно с демократами проголосовали и пятеро республиканцев. Всех их, предателей и ренегатов, Трамп перечисляет поименно. И сперва публикацией в соцсетях, а потом и лично, по телефону отлучает от своей поддержки и предает анафеме.

Не нужны ему не согласные с ним союзники и в Европе, где за минувшие дни так и не осмелились высказаться по Венесуэле.

Дилемму парализованных страхом лидеров НАТО транслирует издание Politico: "Мир больше не основывается на европейских ценностях, – заявил высокопоставленный дипломат. – Мир функционирует совершенно иначе. Европе нужно найти свой путь".

При этом угрозу распада НАТО, в первую очередь из-за Гренландии, Трамп отметает как несущественную. Без Вашингтона этот альянс не имеет смысла, уверен глава Белого дома. А если НАТО не будет полезным, зачем он тогда вообще нужен?

"Я не думаю, что их заботит, если НАТО распадется. Для многих в администрации Трампа захват Гренландии и развал НАТО были бы тем, что мы называем "два по цене одного", – прокомментировал ситуацию бывший советник Трампа Джон Болтон.

Так что к 250-летию независимости, которое США отметят в июле этого года, Америка под руководством Трампа подходит во взвинченном состоянии. Напуганное Западное полушарие и сильно потрепанная Европа. При том что все, что творится на внешнем контуре, имеет прямые последствия внутри США.