Тема:

Спецоперация России 1 час назад

Инженерные войска очистили 250 тысяч гектаров от взрывчатки ВСУ

Читать Вести в MAX
В среду в России отметили День инженерных войск. 325 лет назад Петр I учредил своим указом "Школу пушкарского приказа", где начали готовить офицеров-артиллеристов и военных инженеров.

Репортер "Вестей недели" Сергей Зенин принял участие в реальной боевой задаче – зачистке обочины от взрывоопасных предметов. Без помощи товарища облачиться в этот костюм очень сложно. Помогает заместитель командира взвода Егерь, а в миру – Егор.

"Так получилось, что я тоже стал сапером, как и мой дед. Мне нравится эта работа, потому что после нашей работы мирные люди могут вернуться к своей жизни и быть уверенными, что с ними ничего не произойдет", – поделился военнослужащий.

Костюм весит килограмм 30, не меньше. Защищает от любых осколков. А в саперных ботинках можно даже наступить на противопехотную мину

"Не думал, что будет так страшно. Идущий впереди сапер подал сигнал об опасности. Вот буквально в 50 метрах от нас обнаружено самодельное взрывное устройство. Прямо на обочине", – отмечает репортер.

Небольшой фугас будет уничтожен на месте. За день работы нашли несколько мин и один неразорвавшийся снаряд, минометный снаряд и гранатомет. Все железо отвезли подальше от населенного пункта и будут уничтожать.

Там, откуда уже ушла война и где можно работать, не ожидая обстрела, землю нарезают на такие прямоугольники. Внутри – за алыми лентами – мины. Сотни. Тысячи мин.

Вот, первая красная ленточка, привязанная к кусту. И дальше все фермерское поле заминировали боевики ВСУ, убегавшие отсюда.

Грубую работу делают роботы. Машина собирает первый урожай. На профессиональном языке это называется бойковый трал.

"Я бы назвал это, наверное, жерновами мира", – говорит репортер.

То, что не взорвалось, трал выбрасывает на поверхность. После роботов все равно идут саперы. Через их ладони уже просеяно 250 тысяч гектаров нашей земли. Впереди еще сотни тысяч.

"Ну, мы будем стараться как можно быстрее это все сделать качественно. Срок я не могу назвать, потому что не определено. Бывает, что попадаются участки еще даже во второй зоне, что целый расчет саперов может за день пройти всего 70 метров. И на этих 70 метрах будет до 500 различных взрывоопасных предметов", – отвечает на вопрос о сроках саперных операций командир роты разминирования с позывным Лодырь.

Прорыть сотни километров вот таких ходов сообщений. Сделать их на века. И через каких-то две недели, через месяц, забыть об этом и двинуться дальше. Таковы условия войны. Армия движется вперед. И инженерные войска – залог этого успешного движения.

Тех, кто только строит, здесь нет. Отработал на передовой, отдохнул и перед следующим боевым выходом копай отсюда и до заката. Выносливые люди. Готовы к любым тяготам и лишениям службы.

- Подписал контракт и пошел.
- А почему?
- Сын подписал.
- А вот он что. А сын где служит?
- Служит в первом взводе разминирования.

Рассказывает рядовой с позывным Рыжий.

- Мне вот интересно, а дома-то что сказали? Два мужика сразу раз и ушли.
- Ждут. Нормально все. Кто-то же должен это делать.

Мы на одном из подземных командных пунктов инженерных войск. Ходами сообщения он объединен с расположением целой бригады, где есть буквально все: от столовых до казарм. В душевых – горячая вода, в туалетах – канализация. Ну, и, конечно, даже не одна подземная баня.

- Замаскировали парилочку.
- Венички. Еще теплая. Вот, это да!
- Веники местные? – Да, веники местные. Береза, дуб.
- Вот, что нельзя передать через экран – запах. Фантастика!

Под землей же расположен и штаб командира бригады. Здесь проходят оперативные совещания. Отсюда поддерживают связь со всеми подразделениями.

"У нас вообще инженерные войска первые приходят, или впереди идут, и последние уходят. Все уже разошлись после войны, а мы остаемся в любом случае. У нас в бригаде, как и в войсках, все герои. Все герои России", – рассказывает командир 1-й гвардейской инженерно-саперной бригады гвардии полковник Игорь Липунов.

Наш кортеж – несколько новых баги российского производства. Несемся по галерее из маскировочных сетей. Это тоже работа инженерных подразделений. За рулем контрактник с позывным Воробей. Прекрасный парень. Второй год уже воюет. Из Ставрополя сюда приехал, Родину защищать.

Если бы боевики ВСУ знали, кто едет в нашем кортеже! Сам начальник инженерных войск Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий. Это не для нашей съемки. Он регулярно ездит на передовую. Всегда там, где его парни. Сапер по рождению – это о нем. По разбитой Уралами дороге движемся дальше в сторону передовой.

Машина, конечно, зверь. Но колеса сделаны из резины, поэтому пробили мы колесо. Пока меняли колесо, появился разведывательный дрон противника. Корректировщик артиллерии.

Не замолкая, пищит дрон-детектор. Такое вот местечко. Практически лысая лесополоса. Вот сгоревший транспорт британского производства – переделанный Defender бронированный. Не доехали никуда.

- Юрий Михайлович, скажите, пожалуйста, вот в такую обстановку вы же часто попадаете?
- Ну, нормально.
- Генерал-лейтенант и прямо на фронт.
- Вон – генерал стоит тоже.
- Зачем? Вы беречь себя должны, говорят.
- Кто?

Так просто и героически рассуждает Ставицкий.

До точки назначения мы все-таки добрались. Передовой командный пункт. Снова под землей. Генералы выслушали доклад. На минном заграждении подорвался американский танк Abrams, пытаясь вырваться из окружения. Та же судьба и у двух украинских бронемашин.

- А что вы вообще скажете о ваших подчиненных, до солдата? Что за парни?
- Я горжусь своими подчиненными. Это, наверное, самый главный фактор инженерных войск, что у нас такие люди. Поэтому с ними можно идти не только в разведку, не знаю, наверное, на Марс лететь.
- Войска со стальными нервами.

28 октября 1943 года в газете "Красная звезда" вышла статья "Чернорабочие Победы". Автор – военный корреспондент Илья Эренбург.

"Есть солдаты, о подвигах которых мало говорят. Их мужество лишено блеска. Их отвага носит защитный цвет. Саперы – это солдаты-труженики, это чернорабочие Победы", – гласит ее текст.

Смысл слов, написанных 83 года назад, остается неизменным.