Тема:

Венесуэла после Уго Чавеса 4 месяца назад

Новые выборы: в Венесуэле снова началась президентская гонка

Пока в Венесуэле скорбят по Чавесу, кандидаты на президентский пост уже готовятся к президентской гонке. Она обещает быть недолгой, но интересной – 11 апреля жители Венесуэлы будут выбирать между и.о. президента Николасом Мадуро и кандидатом от объединённой оппозиции Энрике Каприлесом.

Не прошло и полугода, как оппозиционному кандидату Энрике Каприлесу, проигравшему Уго Чавесу в октябре 2012 года с разрывом всего в 11% выпал шанс снова стать президентом. Каприлес и без того не планировал уходить из большой политики — в декабре прошлого года он успешно переизбирался на пост губернатора штата Миранда. Кстати, когда он впервые избирался на этот пост в 2008 году, его конкурентом был Диосдадо Кабелло, бывший вице-президент и кандидат от правящей Социалистической партии Венесуэлы. Теперь ему противостоит другой бывший вице-президент, принявший присягу исполняющего обязанности президента Венесуэлы. Речь идёт о Николасе Мадуро, официальном преемнике Уго Чавеса, за которого покойный команданте призывал голосовать в случае его смерти — сейчас он является фаворитом президентской гонки.

Из-за затянувшейся неопределённости, связанной с продолжительной болезнью Уго Чавеса, правительство обещает провести новые выборы в предельно сжатые сроки — предвыборная кампания продлится ровно месяц, а сами выборы пройдут 14 апреля. При этом на регистрацию кандидатов отвели всего два дня — 10 и 11 марта, оба кандидата зарегистрировались в понедельник. При этом он обвинил своего соперника в спекуляциях на народном горе, в частности, имея в виду обвинения в отравлении Чавеса в адрес США, озвученные Мадуро на следующий день после смерти команданте. Напомним, сам Чавес ни разу не говорил, что его болезнь имеет искусственное происхождение.

Мадуро кажется стопроцентным продолжателем социалистического курса — он познакомился с Чавесом ещё в 1994 году, и с тех пор прошёл все ступени властной пирамиды: в 1998 году он стал депутатом Национальной Ассамблеи Венесуэлы от "Движения Пятая Республика", которое основал вместе с Чавесом. В 2005 году был избран спикером парламента, хоть и не имел высшего образования, необходимого для этой должности, а уже в следующем году Чавес назначил его министром иностранных дел.

Впрочем, место спикера не осталось бесхозным — преемником Мадуро на этом посту стала его жена Силия Флорес. Её также связывают с Чавесом долгая дружба — до того, как стать депутатом, Флорес была адвокатом и защищала Чавеса на процессе о государственном перевороте, в этот же период Мадуро познакомился со своим будущим патроном. Почти сразу после победы Чавеса на последних выборах, 13 октября, он был назначен вице-президентом (при этом должность министра иностранных дел сохранялась за ним до января 2013 года). Через два месяца, 9 декабря, Чавес вновь отправился на Кубу, обратившись к нации с призывом поддержать вице-президента в случае новых выборов и передав Мадуро часть полномочий. С Кубы президент вернулся 18 февраля, а 5 марта он умер в военном госпитале Каракаса от инфаркта. Мадуро стал временно исполняющим обязанности президента до новых выборов.

Шансы Мадуро на победу высоки: хотя он и не обладает харизмой безвременно ушедшего команданте, опросы общественного мнения говорят, что за него готовы проголосовать более 50% граждан Венесуэлы. К тому же, Энрике Каприлес Радонски — достаточно нетрадиционный для Латинской Америки кандидат. Сам он является католиком, но при этом относит себя к гомосексуальной ориентации. Мать Каприлеса — Кристина Радонски — еврейка, отец которой пережил Холокост. Но все же его высокий результат на предыдущих выборах говорит о том, что гонка будет, как минимум, напряжённой.

От того, кто победит на апрельских выборах, зависит не только будущее Венесуэлы, но и судьба Латинской Америки в целом. Хотя Мадуро до Чавеса пока далеко, его деятельность на посту главы МИД и недавние высказывания говорят о том, что антиамериканизма ему явно не занимать. Приход к власти Каприлеса, напротив, обещает растопить лёд в отношениях с Соединёнными Штатами. Но и это не самое главное. Латиноамериканским странам уже долгое время не удаётся договориться о создании своего интеграционного объединения — и не в последнюю очередь благодаря усилиям Чавеса, создавшего на пару с Фиделем Кастро Боливарианский Альянс (ALBA), ставший главным препятствием для развития другого интеграционного регионального объединения с участием Венесуэлы, которое называется Mercosur. В случае прихода к власти более либерального президента, вектор внешней политики может сместиться с Кубы на Аргентину и Бразилию и привести к объединению ALBA и Mercosur в крупнейший интеграционный блок Западного полушария, объединяющей Латинскую Америку и страны Карибского бассейна. Вот только создать такое объединения под боком у Соединённых Штатов без активного сотрудничества с Белым домом, может оказаться затруднительно.