Тема:

Захват заложников в Мали 8 лет назад

Бамако – продолжение Парижа?


EPA

Захват заложников в отеле Radisson Blu в центре малийской столицы Бамако многими был воспринят как продолжение наступления террористов на Францию. Связаны ли эти две атаки, и как отреагирует французское руководство на новые внешнеполитические вызовы?

В столице Мали Бамако завершилась контртеррористическая операция. Все заложники, захваченных в отеле Radisson Blu, были освобождены. При этом не обошлось без жертв: в настоящее время их число  уже доросло до 27 человек.  После того, как террористы забаррикадировались на восьмом этаже, бойцы американского и французского спецназапошли на штурм здания. Большую часть заложников составили постояльцы отеля, меньшую – сотрудники. По сообщениям СМИ, несколько заложников были отпущены после того, как смогли привести цитаты из Корана.

Пока ни одна террористическая группировка не взяла на себя ответственность за захват. Учитывая, что среди заложников есть граждане Франции, велико искушение связать события в Бамако с серией кровавых терактов, которые потрясли Париж ровно неделю назад. Однако все не так просто.

В отличие от Нигерии и Египта, где террористические группировки "Боко Харам" и "Ансар Бейт Аль-Макдис" в марте этого года официально вошли в состав "Исламского государства", исламисты Мали до последнего времени не ассоциировались с этой террористической организацией. Это, впрочем, не означает, что у Франции там нет врагов.

В 2012 году повстанцы из племени туарегов при поддержке исламистов из Алжира и Ливии подняли восстание на северо-востоке страны, захватив обширные пустынные территории, на которых проживали, в основном, представители мусульманского населения, арабы по национальности. По мере их продвижения на юг становилось ясно, что они имеют все возможности захватить Бамако и другие южные города, в которых проживают в основном черные христиане.

С целью избежать полномасштабной войны, в январе 2013 года Франция начала военную операцию "Сервал", направленную на подавление военной мощи туарегов и восстановление контроля над всей территорией страны со стороны центрального правительства. За месяц малийским войскам при поддержке французов удалось вернуть контроль над всеми населенными пунктами страны. Тем не менее, об официальном окончании операции было объявлено лишь в середине июля.

Хотя по официальным данным Франция потеряла в операции лишь четырех военнослужащих и один вертолет, вмешательство Парижа в дела бывшей колонии привело к активизации исламистов в других странах региона. Так, члены "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы", в январе 2014 года захватившие около 800 заложников на газовом месторождении в алжирском городе Ин-Аменас, требовали у Франции немедленно прекратить военную операцию в Мали. Требования и мотивы террористов, удерживающих заложников в отеле, неизвестны, однако очевидно, что главной целью был именно сам захват как демонстрация силы.

Главной задачей террористов является не подрыв бомб и не расстрел мирного населения – они всегда стремятся создать шок и панику в рядах противника, вызвав у него ощущение собственной беспомощности. В этом отношении теракты в Париже и в Бамако похожи – но есть и отличия. Если в Париже террор был направлен на случайных людей, то в столице Мали он применяется по большей части к иностранцам, причем, иностранцам, не исповедующим ислам: не случайно у заложников первым делом потребовали процитировать Коран.

Исламизм, который во многом является реакцией на колониализм как ущемление западной культурой традиционных исламских ценностей, не признает заслуг западной цивилизации в развитии мусульманских стран. Напротив, его сторонники настаивают, что вторжение светских западных порядков сломало тысячелетний жизненный уклад, сбив мусульман с их особого пути, указанного еще пророком Мухаммедом. Для исламистов религия и государство неразделимы, поэтому они не признают государство, не основанное на шариате, а государство, держащееся на иностранных штыках – еще и ненавидят.

Теракты в Бамако, Париже и Бейруте, взрыв самолета над Синайским полуостровом, захват студенческого кампуса в столице Конго Киншасе – все они служат цели запугать население планеты, привить людям мысль, что для террора негде спрятаться, а для его адептов не существует границ. Для заложников нет большой разницы, как называют себя захватившие их люди в масках: "Аль-Каида", "Аш-Шабаб" (запрещена в РФ), "Боко харам" или "Исламское государство" (запрещена в РФ) – все они преследуют цель, чуждую современной цивилизации и используют для ее достижения неприемлемые методы.

Каким бы количеством жертв не обернулась трагедия в Бамако, для Франции она станет еще одним напоминанием о необходимости реформировать систему предупреждения терактов в отношении ее граждан как внутри страны, так и за рубежом. Решение об усилении борьбы с терроризмом может быть принято и на уровне Африканского союза. Для того чтобы эффективно воплотить ее в жизнь, африканским странам необходимо договориться не только друг с другом, но и с ведущими мировыми державами, которые, судя по недавним саммитам G20 и АСЕАН, все отчетливее начинают понимать необходимость совместной борьбы с террористической угрозой.