Киселев: Сокуров защищает Сенцова, а Путин заботится и о защите самого Сокурова

В ходе Послания Владимир Путин анонсировал и свою встречу с деятелями культуры в Санкт-Петербурге, которая должна была состояться и состоялась 2 декабря. Транслировалась в прямом эфире. Это был важный и принципиальный разговор.

В ходе Послания Владимир Путин анонсировал и свою встречу с деятелями культуры в Санкт-Петербурге, которая должна была состояться и состоялась 2 декабря. Транслировалась в прямом эфире. Это был важный и принципиальный разговор.

Всемирно известный кинорежиссер, мэтр отечественного кино, лауреат престижных международных наград, народный артист России Александр Сокуров обратился с прямой просьбой к президенту Путину.

"У меня есть сердечная просьба к вам, Владимир Владимирович, как у гражданина России, как у режиссера. Давайте решим проблему Олега Сенцова. 20 лет. Украинский режиссер. 20 лет лагерей. В северном лагере сидит парень. Мне стыдно, что мы до сих пор не можем решить эту проблему. Умоляю вас, найдите решение этой проблемы. Это невозможно. Режиссер должен со мной сражаться на кинофестивалях, если у него другая, в том числе политическая, точка зрения, но, не сидя на севере тюрьме", — сказал Сокуров.

"Мы должны исходить из того, что живем в правовом государстве. И вопросы такого рода, конечно, должны решаться судебной системой. Что касается его творчества, то он осужден не за творчество, а за то, что взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда, а именно фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности", — отметил глава государства.

"Владимир Владимирович, но это же тяжелейшая политическая коллизия была. Разве простой эмоциональный молодой человек может понять хитросплетения и сложности политического момента?" – подчеркнул Александр Сокуров.

"Дело совершенно не в его позиции, не в том, что он думает по поводу событий, которые произошли в Крыму. Дело в его намерениях и в подготовке противоправных действий, в результате которых могли пострадать наши с вами граждане", — подчеркнул Владимир Путин.

"Владимир Владимирович, по-русски, по-христиански милосердие выше справедливости. Умоляю вас. Пожалуйста", — продолжил Сокуров.

"По-русски и по-христиански мы действовать в этой ситуации не сможем без решения суда. Решение суда состоялось. Да, есть определенные правила и нормы, которыми можем воспользоваться, но для этого нужно, чтобы созрели соответствующие условия", — ответил глава государства.

Это была прямая дискуссия, остроту которой предопределили работа и положение каждого из участников. Для режиссера Сокурова кровь — это красная краска на съемочной площадке. Для президента Путина кровь — это реальные страдания, раны и гибель его граждан, за безопасность которых как глава государства несет ответственность. Режиссер Сокуров имеет дело с людьми, переодетыми в военную форму. Президент Путин управляет людьми, одетыми в военную форму. Для режиссера Сокурова взрывчатка на съемочной площадке — это муляж. Для президента Путина взрывчатка — это то, что разрывает его людей на части.

Как говорится, ничего личного, но режиссер Сокуров на работе имеет дело с художественными образами, а работа президента Путина — это принятие трудных решений, когда больно будет какой-то стороне в любом случае и надо выбрать, какой и в какой степени. А когда режиссер Сокуров говорит, что милосердие выше справедливости, то вообще, может, и да, но милосердие по отношению к кому? И должно ли милосердие быть тем, что отменяет правосудие?

Режиссер, милость к падшим призывая, вполне в рамках своей благородной художнической миссии. Президент, защищающий правосудие, — в своей миссии, рамки которой куда шире.

Сокуров защищает Сенцова, а Путин должен заботиться и о защите самого Сокурова, выстраивая систему милосердной справедливости, где и без наказания не обойтись.

"На Сенцове смертей нет, нет гибели. Я уверен, что этого бы не произошло", — продолжал Сокуров.

"Слава Богу, что нет, но могли быть, если бы ему позволили осуществить его намерения. В этом проблема. Совершенно дело не в том, что он как-то думал иначе, чем мы с вами по этой теме. Тем не менее, спасибо, что вы обратили на это внимание, знаю, что это вопрос чувствительный, буду иметь это в виду", — заверил Путин.

То есть президент обещал не отпустить Сенцова, а иметь в виду в этом деле и точку зрения Сокурова. При этом президенту придется одновременно иметь в виду и то, что Сенцов явился в Крым с Украины в составе диверсионной группы из восьми человек и практически готовил теракты и провокации. Показания участников есть. Взрывчатка, оружие найдены. Решение суда есть: 20 лет в Якутии. Понятно, что для Европы это сладкая тема.

Тем временем в Крыму живут люди, которых, если бы Сенцова не остановили, могло бы уже и не быть. А если бы Сенцова не наказали соразмерно, то и других искателей диверсионной романтики с Украины в Крым тем самым пригласили, Мол, давайте сюда, не страшно, поймаем вас, но отпустим, вернетесь героями. Так что у крымчан тоже про милосердие нужно спросить: как они его в данном случае понимают? С другой стороны, Путин помиловал даже наводчицу Савченко.

В любом случае тема не проста. Как не проста и практическая борьба с терроризмом, в которой Путин сделал больше и более точно, чем любой из мировых лидеров. То, сколь серьезна для Путина тема справедливости, борьбы, жертв и милосердия, чувствуется из таких слов президента в ежегодном Послании: "Мы видим, какую работу проводят сотрудники специальных служб и подразделений и внутри страны по борьбе с террором. У нас там есть и потери. Все это, безусловно, находится в поле нашего внимания. Будем продолжать эту работу. Хочу поблагодарить всех наших военнослужащих за профессионализм и благородство, мужество и храбрость, за то, что вы, солдаты России, дорожите своей честью и честью России".