Тема:

Серия терактов в Испании 6 лет назад

Атака на Испанию: что известно о террористах

Полиция Каталонии продолжает поиск организаторов теракта в центре Барселоны. По данным спецслужб, к атакам может быть причастна целая ячейка. Четверо подозреваемых задержаны. Также установлены и их сообщники. Главный фигурант — террорист, который направил фургон в толпу людей, застрелен. Все эти люди — выходцы из Марокко. Кто они, и что имеют против испанцев?

Полиция Каталонии продолжает поиск организаторов теракта в центре Барселоны. По данным спецслужб, к атакам может быть причастна целая ячейка. Четверо подозреваемых задержаны. Также установлены и их сообщники. Главный фигурант — террорист, который направил фургон в толпу людей, застрелен. Все эти люди — выходцы из Марокко. Кто они, и что имеют против испанцев?

Главному подозреваемому Мусе Укабиру в октябре должно исполниться 18. Он жил с родителями в городке Риполь, под Хироной, имел вид на жительство. Приоритетная версия — молодой человек украл документы у брата и взял микроавтобус в аренду. Но испанская пресса не исключает, что за рулем мог быть и другой человек, которого Муса зарезал потом прямо в кабине.

Известно, что Укабир не раз призывал к насилию. В соцсетях он писал, что мечтает стать королем мира, жить в Ватикане и посвятить себя убийству неверных. Брат Мусы Дрис пришел в полицию сам, в момент наезда он находился в другом городе — железное алиби. 28-летний марокканец родился в городке Агбала, на краю Сахары. Их семья много лет назад переехала в Испанию. И ранее никаких проблем с законом у сыновей не было.

Всего на этот момент задержаны трое марокканцев. Всем им — меньше 30. Один из них — уроженец Мелильи, испанского анклава в Марокко. У Испании в Северной Африке есть 9 необитаемых островов, один крошечный полуостров с военным гарнизоном в 60 человек и два анклава — Сеута и Мелилья. С 82-го года Марокко считает последнюю своей территорией, хотя между ними забор и КПП. Испания эти притязания не признает, для большей убедительности король Хуан Карлос вместе с королевой Софией посетил Мелилью в 2007-м, это привело к протестам в Марокко. Впрочем, для жителей королевства было сделано небольшое исключение. Те, кто прописан в приграничном городке Финдек, могут без визы посещать Сеуту.

Каждое утро тысячи человек с товаром идут в ЕС. Для марокканцев, средняя зарплата которых по стране — около 100 евро, торговля по ту сторону границы — возможность выжить. Другой работы просто нет. Как нет ее и в самом анклаве. Молодежь чаще занимается контрабандой, самое прибыльное, но и рискованное — возить беженцев. За одного африканца, перевезенного на гидроцикле, платят от 4 тысяч евро. Торгуют и фальшивыми паспортами, которые позволяют идти через КПП без виз.

На фоне криминала и нищеты два анклава, наряду с Мадридом и Барселоной, возглавляют список четырех самых радикализированных мест в Испании. Каждый пятый житель Сеуты симпатизирует джихадистам. ИГИЛ (запрещена в РФ)(террористическая группировка, запрещена в РФ) использует группы марокканцев для переброски своих людей в Европу (это данные испанского МВД). Отсюда же чаще всего подростки уезжают воевать на стороне ИГИЛ — как испанцы, так и живущие в анклавах марокканцы. Месяц назад в Мелилье нацгвардия арестовала 40-летнего выходца из Марокко, который отмывал деньги и пересылал их в ИГИЛ. За пять лет — около 8 миллионов евро. Кроме того, он отправил на войну, по меньшей мере, 10 человек. Помимо испанского, он имел еще и датский паспорт.

Другой уроженец Мелильи Мустафа уже на скамье подсудимых за организацию радикальной ячейки в анклаве. Вместе с ним — еще пять испанцев и один марокканец. Каждое такое задержание в анклавах вызывает протест у местных мусульман. Всего за последние пару лет испанской полиции удалось арестовать 218 человек — капля в море: большинство экстремистов по-прежнему на свободе.