Александр Пороховщиков: искусство лечит

Прощание с Александром Пороховщиковым, по предварительной информации, пройдет 18 апреля в Театре имени Пушкина. Похоронят его согласно завещанию — рядом с могилой матери в подмосковном селе Рождествено. Актер умер 15 апреля в больнице, где находился последние полтора месяца.

Прощание с Александром Пороховщиковым, по предварительной информации, пройдет 18 апреля в Театре имени Пушкина. Похоронят его согласно завещанию — рядом с могилой матери в подмосковном селе Рождествено. Актер умер 15 апреля в больнице, где находился последние полтора месяца.

"Он берется за роли, которые трогают, которые настоящие", — говорят критики и зрители про Александра Пороховщикова. Его самый знаменитый герой – тот, которого сегодня многие бы осудили, — в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих". Он не раз признавался: благодарен Никите Михалкову за возможность сыграть чекиста Кунгурова. И это – несмотря на то, что деда будущего артиста — инженера и создателя первого русского танка – расстреляли во время сталинских репрессий. После этого из семьи ушел отец, а сам Пороховщиков на всю жизнь оглох на одно ухо из-за удара нквдэшника.

Все это Александр Шалвович не забыл и годы спустя включил в свой фильм-автобиографию "Цензуру к памяти не допускаю". Но его жизненное кредо так и осталось неизменным: к профессии актера относиться как к врачеванию. Своими ролями нужно лечить больного, а не болезнь.

"Когда играешь белогвардейца, фашиста, разбойника, прежде всего человека ищешь. Он же не родился пьяным. Надо не пьяного играть, а пьянство. Понять категорию, почему человек стал пить", — говорил Пороховщиков.

Актер был уверен, что искусство тоже лечит. Он и в самом деле чуть было не стал врачом — поступил в Челябинский медицинский институт. Но учебу пришлось прервать — семья переехала в Москву. Ради заработка он устроился мебельщиком-реквизитором в Театр имени Вахтангова и "заболел" театром. Уже через два года Александр Шалвович стал студентом Щукинского училища, а после выпуска – актером Театра сатиры.

Вскоре, в 1967-м, – кинодебют — эпизод в фильме "Поиск". В 1973-м в ленте Виллена Новака Ринг" — первая большая роль — бывшего чемпиона по боксу Исаева, ставшего майором милиции. Потом был нашумевший фильм "Свой среди чужих. чужой среди своих". А вслед за ролью чекиста – роль "главного белогвардейца Советского Союза" в фильме Владимира Любомудрова "Ищи ветра". И снова его герой сильный, мужественный, но опять "из вражьего стана".

Пороховщиков потом получал гневные письма: "Вы и в жизни, наверное, такой негодяй, как в кино! Что же вы всех лошадей расстреляли!" Но актер не боялся играть отрицательных персонажей, потому что, как он говорил, положительного героя знает только одного – Иисуса Христа.

"Сейчас редко смотришь в глаза, которые смотрят в небо, на звезды. Все время — вниз, как поросята, желуди ищем, забывая о том, что они сверху падают, с дуба. Душа ушла. Все — чистоган", — признавался народный артист России.

У него не было отбоя от предложений: ни в театре – поработал на Таганке у Юрия Любимова и в Театре имени Пушкина — ни в кино. "Звезда пленительного счастья", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "С любимыми не расставайтесь", "Проговорим, брат", "Ворошиловский стрелок" — за полвека он сыграл почти 70 ролей. Он не успел сделать только одно – открыть музей своих знаменитых предков — фабрикантов и меценатов Пороховщиковых в доме на Старом Арбате, который реставрировал и восстанавливал последние годы.