Обзор валют СНГ за май: грузинский лари взлетел соколом

Аутсайдером месяца стал узбекский сум. Он подешевел по отношению к доллару за май на 0,68%. Падение узбекской валюты выглядит довольно неожиданным, учитывая, что ВВП Узбекистана показал за первый квартал 2021 года впечатляющий рост на 3% в годовом выражении. В мае по отношению к доллару наиболее существенно выросли лари, рубль, киргизский сом, белорусский рубль и молдавский лей.

Есть среди американских трейдеров на финансовых рынках такая поговорка: Sell in May and go away ("Продавай в мае и уходи"). И хотя нередко в мае эта "закономерность" на мировых финансовых рынках срабатывает, но она точно не применима к валютам СНГ и других постсоветских стран в мае 2021 года. Ведь официальные курсы подавляющего большинства валют постсоветского пространства в мае выросли к доллару.

В основном это было связано с ослаблением доллара к мировым валютам на фоне продолжающейся мягкой денежно-кредитной политики в США.

Абсолютным лидером роста по отношению к доллару в мае 2021 года оказался грузинский лари, рекордно подорожавший за месяц на 5,26%. Лари отыграл негативную динамику предыдущих месяцев.

Скорее всего, основной причиной такого взлета грузинской нацвалюты стали ожидания открытия с 1 июня границ для въезда в Грузию иностранных туристов, а туризм является одной из важнейших статей дохода бюджета Грузии, отмечает заместитель руководителя ИАЦ "Альпари" Наталья Мильчакова. Для экономики этой страны возобновление туристического потока будет весьма важным фактором роста: ведь из-за пандемии и ограничений на въездной туризм ВВП Грузии в первом квартале 2021 года упал на 4,2% по сравнению с аналогичным кварталом 2020 года.

В мае по отношению к доллару наиболее существенно выросли также российский рубль (+1,71%), киргизский сом (+1,4%), белорусский рубль и молдавский лей (+1,06% и +1,05% соответственно).

Чуть поменьше укрепились к доллару украинская гривна (+0,91%) и казахстанский тенге (+0,2%). Азербайджанский и туркменский манаты в мае, как обычно, были нейтральными, их курсы не изменились, однако в этом месяце к нейтральной динамике присоединился еще и таджикский сомони, курс которого к доллару за май остался неизменным.

Аутсайдером месяца стал узбекский сум. Он подешевел по отношению к доллару за май на 0,68%. Падение узбекской валюты выглядит довольно неожиданным, учитывая, что ВВП Узбекистана показал за первый квартал 2021 года впечатляющий рост на 3% в годовом выражении. Однако, как сообщают СМИ, с апреля в стране наблюдается повышенный спрос на наличные деньги и иностранную валюту, что может быть связано со все еще непобежденной пандемией коронавируса и повышенными инфляционными ожиданиями. За май к доллару подешевел также армянский драм, но всего на 0,02%.

Примечательно, что в мае центральные банки постсоветских стран не проводили заседаний по процентным ставкам, отложив их на июнь. Поэтому на обменные курсы валют влияло в основном как ослабление доллара, так и внутренние макроэкономические и политические новости. Так, российский рубль в число лидеров роста за май вывело, скорее всего, временное устранение санкционной угрозы, что связано с ожиданиями встречи российского президента Владимира Путина с его американским коллегой Джо Байденом, которая пройдет в Женеве в середине июня.

А вот расширение экономических санкций Евросоюза и США против Белоруссии вновь на повестке дня из-за произошедшего в конце мая досадного инцидента с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair в Минске, отмечает замглавы ИАЦ "Альпари" Наталья Мильчакова. Тем не менее, неожиданный рост ВВП Белоруссии на 0,9% за первый квартал 2021 года в годовом исчислении, причем в январе-апреле к аналогичному периоду 2020 года рост ВВП даже усилился. Вероятно, экономические успехи страны, невзирая на санкции, повысили доверие белорусских граждан к национальной валюте.

В июне текущего года "Альпари" ожидает курс доллара США к рублю в рамках 72,5-74,5 рубля за доллар, а курс доллара к казахстанскому тенге в интервале значений 425-429 тенге.