Минцифры обяжет предустанавливать в браузеры российский поисковик

Минцифры хочет обязать производителей смартфонов устанавливать в браузеры российский поисковик. Ведомство готовит постановление правительства, которое расширит требования закона о предустановке российского ПО. С 1 июня российским пользователям предоставят возможность установки российской поисковой системы по умолчанию. Порядок выбора установит правительство: по словам источника "Коммерсанта", так власти хотят уровнять условия на рынке между российскими и зарубежными игроками. И в первую очередь речь идет о поддержке "Яндекса".

Сейчас в устройствах на Android в браузере Chrome пользователям предлагают выбрать поисковик от "Яндекса", Google или Mail.ru. Такую опцию разработчик операционки Android ввел в августе 2017 года после того, как ФАС признала Google виновной в злоупотреблении доминирующим положением на российском рынке и обязала обеспечить окна выбора поисковой системы. В "Яндексе" журналистам отметили, что окно выбора будет наиболее оптимальным решением, чтобы пользователь мог сам свободно выбрать сервис.

Эксперты считают, что если власти обяжут по умолчанию устанавливать поисковик "Яндекса", его доля значительно вырастет, так как большинству пользователей лень менять поиск по умолчанию. В конце 2020 года доля "Яндекса" на российском рынке поисковых систем составила по собственным данным компании 59,7%, при этом трафик с мобильных устройств обеспечил 53,3% выручки от продажи рекламы на страницах результатов поиска.

Авторы некоторых Telegram-каналов опасаются, что на окно выбора введут аукционы, как в Европе. По итогам антимонопольного расследования в Евросоюзе Google обязали выплатить рекордный штраф почти на 4,5 млрд евро и выдавать пользователям окно выбора с поисковой системой по умолчанию. А в Google придумали проводить аукционы и продавать по три места в этом окне в разных странах Евросоюза.

Большая часть разработчиков поиска участвует в аукционах. Среди них DuckDuckGo, Bing, чешский Seznam, русский "Яндекс" и другие. С прошлого года прошло уже 4 таких аукциона, каждые три месяца набор поисковых систем в окне меняется и попадают туда, как отмечают техноблог TechCrunch, не те, кто по-настоящему популярен в стране, а те, кто может больше заплатить Google.

Некоторые разработчики европейских поисковых систем бойкотируют такой подход к окну выбора, при этом ситуация на европейском рынке поисковых систем не меняется. По данным сервиса Statista доля Google в поиске на мобильных устройствах в феврале 2021 года в Европе составила 97%. В июле 2018 года, когда Еврокомиссия приняла решение о создании окна выбора, доля Google была меньше – 96,9%.

В ответ на эти опасения глава министерства цифрового развития Максут Шадаев уточнил журналистам, что никаких аукционов в России не планируется и обязательно будет окно выбора поиска при активации нового устройства.