СМИ: Пентагон исследовал способы воздействия на пользователей Twitter

Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) при Пентагоне записывало и анализировало записи пользователей Twitter, Facebook, Pinterest и других сайтов. В рамках программы "Социальные медиа в стратегической коммуникации" (SMISC) военные США изучали, как происходит установление социальных связей и распространяются сообщения в Интернете.

Исследовательские проекты, прямо или косвенно профинансированные DAPRA, включали в себя анализ твитов как знаменитостей (например, Леди Гаги или Джастина Бибера), так и целых как групп пользователей в попытке узнать, какое влияние они оказывают в Twitter. Также было изучено происхождение интернет-мемов, то, каким образом Twitter использовали участники движения Occupy Wall Street в Нью-Йорке, зародившегося в 2011 году, и что побуждает людей ставить "лайки" и делать ретвиты на ряде платформ — Pinterest, Twitter, Kickstarter, Digg и Reddit.

Пресс-служба DAPRA подчеркнула, что изучению подверглись лишь те сообщения, что были доступны публично. Их отбирали и хранили ученые, а не само Агентство. Более того, результаты исследований не являются секретными: ссылки на доклады можно найти в Интернете.

В DARPA заявили, что такие программы, как SMISC, имеют существенное значение для интересов обороны США. "Социальные медиа меняют то, как люди узнают информацию, обмениваются идеями и делятся в группы по интересам — включая те, что могут причинить вред Соединенным Штатам, — сказали представители Агентства, — DARPA поддерживает научные исследования, которые стремятся понять некоторые из этих динамик путем анализа публично доступных дискуссий на платформах социальных медиа".

Что интересно, результаты исследований SMISC появились в Сети всего за несколько дней до скандала, связанного с глобальным психологическим исследованием над пользователями Facebook. Как выяснилось, соцсеть в течение недели показывала своим "подопытным" специальным образом подобранные записи. У одной половины из почти 700 тысяч человек в ленте новостей отображался позитивный контент, у другой — негативный. Таким образом, Facebook доказала теорию, согласно которой человек поддается влиянию сообщений с позитивным или негативным посылом и начинает размещать контент с соответствующей эмоциональной окраской. Что важно, компания "обрабатывала" пользователей без их ведома.

SMISC была учреждена в 2011 году. Одна из ее целей — помочь военным США выявить пропаганду в соцсетях. Но, по-видимому, собранные ими сведения могут использоваться не только в целях защиты. Несколько месяцев назад стало известно, что США в 2009 году тайно создали социальную сеть ZunZuneo, целью которой было настроить пользователей против коммунистического режима на Кубе и в конечном итоге свергнуть режим Рауля Кастро. Аналог Twitter, позволявший обмениваться личными сообщениями, получал финансирование от подставных компаний, а его действия координировало Агентство США по международному развитию (USAID), оказывающее гуманитарную помощь бедным странам. В 2012, однако, ZunZuneo была закрыта, когда истек срок гранта правительства США.

Источник: The Guardian