Учёные открыли самую быстровращающуюся звезду

Рекордсменку VFTS102 заметили во время исследования туманности Тарантула, находящейся в Большом Магеллановом Облаке, галактике-соседке Млечного Пути (фото Morgan Fraser/Philip Dufton/Paul Dunstall/Hubble Legacy Archive)
Международная команда астрономов обнаружила в Большом Магеллановом Облаке звезду, обращающуюся вокруг своей оси с рекордной скоростью – 500-600 километров в секунду, сообщает Science.

Международная команда астрономов обнаружила светило, скорость вращения которого составляет от 500 до 600 километров в секунду. Показатель оказался рекордным.

Для сравнения: Солнце оборачивается вокруг собственной оси со скоростью лишь два километра в секунду. Если бы какой-нибудь суперсовременный авиалайнер имел возможность развивать такую скорость, то он летел бы от Москвы до Владивостока всего 11 секунд.

Звезду-рекордсменку VFTS102 учёные заметили во время исследования туманности Тарантула, находящейся в Большом Магеллановом Облаке, галактике-соседке Млечного Пути, сообщает Science. Исследователи проанализировали спектр света, исходящего от молодой звезды. Оказалось, что объект вращается с рекордной для нормальных звёзд скоростью. Быстрее вращаются только мёртвые звёзды – пульсары.

Рядом с VFTS102 есть один такой объект: рентгеновский пульсар PSR J0537-6910, а ещё остатки сверхновой. Учёные считают, что когда-то будущий пульсар и рекордное светило были двойной звездой. Вещество, сброшенное с поверхности компаньона, раскрутило VFTS102 до неестественной скорости. Затем PSR J0537-6910 взорвался сверхновой и отбросил "подругу" на некоторое расстояние.

Кстати, если бы VFTS102 вращалась чуть быстрее (на 20%), центробежные силы могли бы разорвать звезду. Впрочем, она в любом случае закончит свою жизнь гамма-всплеском или как гиперновая звезда, пишут астрономы в препринте статьи на сайте arXiv.org. Позднее материал будет опубликован в журнале The Astrophysical Journal Letters.