Определён цвет пера археоптерикса

Почему палеонтологов университета Брауна заинтересовало именно это отдельное перо, не ясно (фото Robert Clark, National Geographic).
Окаменелые меланосомы отмечены на этом снимке стрелками (фото R. M. Carney et al., Nature).
Палеонтологи из университета Брауна установили, что, по крайней мере, одно из перьев археоптерикса было чёрного цвета. Об этом учёным рассказали окаменелые клетки, содержащие пигмент.

Предметом анализа стало окаменелое перо, которое было обнаружено в куске песчаника в Баварии в 1861 году. Находке 150 миллионов лет. Учёные давно приписали перо археоптериксу. Теперь же исследователи попытались выяснить, какого цвета было это перо при жизни "первой птицы".

Попытки выяснить, какого цвета на самом деле были протоперья динозавров, учёные предприняли в 2008 году. К 2010 году было накоплено некоторое количество данных, и палеонтологи впервые смогли более-менее уверенно оценить окраску оперения некоторых летающих ящеров. Для этого исследователи изучали при помощи сканирующего электронного микроскопа останки меланосом – клеток, когда-то содержавших пигменты (меланины), которые и окрашивают перья.

Сравнивая их форму и размеры с параметрами меланосом, встречающихся в перьях современных птиц, они делали выводы об окраске оперения древних животных.

Палеонтологи университета Брауна пошли проторенным путём: изучили 115 перьев современных пернатых и заключили, что найденное перо археоптерикса с вероятностью 95% было когда-то чёрным.

Чёрный цвет в данном случае помогал перу выполнять его функции. Биологи установили, что в тёмных перьях присутствует больше несущих пигменты меланосом, которые, связываясь с кератином, делают перо толще, упрочняют его структуру. Видимо, из-за этого перья крыльев, как правило, чёрные. Даже белые птицы часто имеют тёмный окрас кончиков крыльев.

Получается, чёрные крылья могли пригодиться и археоптериксу. Был ли он при этом полностью чёрным, по одному перу сказать нельзя, поэтому палеонтологи планируют в дальнейшем изучить и другие подобные находки.

В своей статье, появившейся в журнале Nature Communications, учёные также добавляют, что исследованное перо вряд ли было маховым (такие предположения другие специалисты выдвигали ранее). Учитывая его малую длину и относительную ширину, оно, скорее, было кроющим, обеспечивающим плавное течение воздуха по поверхности крыла.

National Geographic отмечает, что с появлением новой информации споры вокруг темы, для чего археоптерикс использовал свои перья, на вряд ли улягутся. Палеонтологи по-прежнему не сошлись во мнении, летал ли древний динозавр (махал ли "крыльями") или всего лишь парил на них.