Полностью расшифрован геном гориллы

Геном Камилы (западной равнинной гориллы, показана на снимке) учёные дополнительно сравнили с частично прочитанным геномом восточной равнинной гориллы (Gorilla beringei graueri) (фото San Diego Zoo Safari Park).
Геном ещё одного примата стал доступен для изучения, благодаря стараниям международной команды учёных, возглавляемой генетиками из британского института Сенгера. ДНК гориллы – была последней в ряду человекообразных обезьян.

Геном ещё одного примата стал доступен для изучения, благодаря стараниям международной команды учёных, возглавляемой генетиками из британского института Сенгера (Wellcome Trust Sanger Institute). ДНК гориллы была последней в ряду человекообразных обезьян (гоминидов), информирует BBC News.

В качестве образца исследователи взяли геном самки гориллы по кличке Камила (Kamilah). Она принадлежит виду западных равнинных горилл (латинское название Gorilla gorilla gorilla).

Напомним, что ранее достоянием общественности стали геномы человека (в 2003 году), шимпанзе (2005) и орангутана (2011). Теперь исследователи могут сравнить их между собой и сделать важные выводы.

Первичные данные указывают на то, что ДНК человека и шимпанзе имеют 99% общих генов, человека и гориллы – 98% (что делает этих приматов вторыми по родственности), а человека и орангутана – 97%. Биологи полагают, что такая картина отражает эволюцию: линия Homo отделилась от орангутанов 14 миллионов лет назад, горилл – 10 миллионов лет назад, а шимпанзе – "всего" 6 миллионов лет назад. Последовательность событий не слишком удивила исследователей, а вот временные рамки оказались более ранними.

Сравнительный анализ 11 тысяч генов также показал, что человеческая ДНК больше похожа на генетический код горилл, нежели считалось ранее. "Хотя 70% генома человека ближе к геному шимпанзе, 15% всё же ближе к гориллам. В это же время другие 15% ДНК шимпанзе ближе к генам горилл", — приводит слова постдока Аильвина Скалли (Aylwyn Scally) National Geographic.

"Мы также обнаружили, что между видами, разделёнными миллионами лет эволюции, присутствует не только большое количество отличий, но и большое количество сходств", — рассказывает другой автор работы Крис Тайлер-Смит (Chris Tyler-Smith). Так, в целом ближайшими "родственниками" человека остаются шимпанзе, однако некоторые отдельные гены гораздо больше похожи на гены горилл, нежели шимпанзе.

В статье, вышедшей в журнале Nature, учёные пишут, что один из генов (LOXHD1), отвечающий за слух, позволяет нам и гориллам слышать лучше других человекообразных обезьян. Это открытие делает несостоятельной теорию о том, что наличие лучшего слуха позволяет быстрее развить язык.

Исследователи вычислили генетическую мутацию, которую связывают с развитием старческого слабоумия у людей. Выяснилось, что гориллам такой "подарок природы" не достался, что наверняка заинтересует медиков.

Следующим шагом учёных будет более тщательное сравнение всех доступных геномов приматов для выявления сходств и различий в генетическом коде человека и его ближайших "родственников". Исследователи надеются обнаружить генетические мутации, которые привели к появлению языка, а затем культурного наследия и науки.

"Мне хочется думать, что в следующие 20-30 лет мы получим более полное представление о том, что происходило с нашим генетическим прошлым в ходе эволюции, какие гены отвечают за развитие мозга и прочих черт, которые делают нас людьми", — говорит ведущий исследователь Ричард Дарбин (Richard Durbin).

Отметим, что физически первые люди (Homo sapiens) выделились в отдельный вид примерно 200 тысяч лет назад. Однако лишь 50 тысяч лет назад большой мозг позволил нашим предкам действительно противопоставить себя животным. До тех пор первые люди жили в Африке и по образу жизни мало чем отличались от тех же горилл.

Конечно, маловероятно, что к появлению рода Homo привела единственная генетическая мутация или даже несколько закрепившихся изменений генетической природы. Однако что-то всё же привело к появлению абстрактного мышления, что позволило людям изобрести инструменты и начать изменять окружающую среду под себя.

Следующим в ряду нерасшифрованных геномов приматов идёт ДНК бонобо. Учёные ожидают, что эта последовательность генов будет очень похожа на таковую у шимпанзе.